Кожа и ткань – два извечных противника в борьбе за лучший материал для мотоциклетной экипировки. Половина байкеров утверждает, что носят только кожу, другая половина предпочитает текстиль. Каждый производитель пытается доказать, что он раскрыл тайну идеальной одежды и знает, какой материал подойдёт всем без исключения мотоциклистам. Магазины завалены экипировкой из обоих материалов, так что новичку может быть трудно разобраться в этой вечной борьбе и принять одну сторону. Прежде, чем объявить себя сторонником кожаного или текстильного лагеря, прочитайте эту статью, которая докажет, что такая борьба бессмысленна.
Дело в том, что однозначного ответа на вопрос о лучшем материале нет. Кожа и текстиль выполняют разные задачи и преследуют разные цели, поэтому сравнивать их между собой неразумно. Один и тот же человек покупает как кожаные изделия, так и тканевые, всё зависит от ситуации. Итак, чтобы сделать правильный выбор и не пожалеть об этом в дальнейшем, узнайте об особенностях каждого из этих материалов.
Изделия из кожи – вечный идеал мужественности и стиля. Первые примеры мотоэкипировки, появившиеся в магазинах десятки лет назад, делались из кожи. Но и спустя года, когда технологии шагнули далеко вперёд, кожаная защита не теряет популярности и остаётся таким же необходимым предметом гардероба для многих любителей мотоспорта.
В качестве основы для кожаной мотоодежды используется кожа:
В основном между разными видами кожи нет никаких различий, однако у некоторых животных кожа имеет яркие особенности. Кожа кенгуру отличается высокой износостойкостью и при этом меньшим по сравнению с другими материалами весом. Кожа рогатого скота (коровы, буйволы) – один из наиболее эластичных материалов, что привлекает любителей комфорта. Свиная кожа по прочности проигрывает остальным видам кожи, поэтому она чаще используется в дополнительных элементах экипировки, например в подкладках. Кожа жеребят считается элитным материалом для привилегированных изделий защиты.
За последние 5 лет распространение получила искусственная синтетическая кожа, используемая в некоторых элементах экипировки. Помимо того очевидного достоинства, что использование искусственной кожи гораздо гуманнее, синтетика обходит натуральные материалы и по другим пунктам. Синтетическая кожа прочнее натуральной и обладает лучшей износостойкостью. И помимо этого синтетика стоит дешевле, так как производство требует меньше времени и денежных затрат. В большей части кожаных защитных изделий искусственная кожа используется в виде в виде вставок в местах наибольшего износа. Синтетика лучше защищает и позволяет сэкономить на производстве одежды.
Главное достоинство кожи, из-за которого она до сих пор пользуется такой популярностью, – стильность. Чёрная кожа эффектно выглядит и зимой, и летом, вне зависимости от марки мотоцикла или профессионализма ездока. Кожаная мотоэкипировка – дань традициям и времени, а также отличный способ создать образ «крутого байкера».
Кожа прочнее ткани. Она износостойкая и устойчива к трению об асфальт. Это значит, что при падении на скорости до 120 км/ч – такой скорости достигают байкеры во время езды по городу – кожаная экипировка не протрётся насквозь до дыр, а останется пригодной для дальнейшего использования. Конечно, всё зависит от условий, в которых произошло падение, но чаще кожаные изделия остаются в целости, а не разваливаются на части.
Во время серьёзных аварий случается, что мотоциклист скользит по асфальту в течение длительного времени, и от того, как быстро протрётся защита, зависит количество травм, полученное водителем. Кожа протирается дольше ткани, поэтому из неё и шьют комбинезоны для мототреков. Так что, если у байкера есть вероятность скольжения по неровной дороги, он скорее отдаст голос в пользу кожи.
В отличие от текстиля, кожа имеет свойство растягиваться. Поэтому, например, если вы купили кожаную куртку не по размеру, её не придётся подшивать, как тканевую – со временем кожа сама разносится до нужного размера. К тому же, благодаря плотности, кожа эластичнее текстиля, так что во время ветреной погоды она не будет развиваться и досаждать водителю.
Несмотря на популярность и массовую любовь, кожа имеет длинный список недостатков.
Кожа неудобная. Эластичность, которая указана в качестве достоинства, имеет и обратную сторону. Кожа облегает тело слишком плотно, новая экипировка из этого материала прилипает к рукам и ногам и стесняет движения. На то, чтобы кожаные изделия разносились и сели на фигуру водителя, требуется время. А пока это время не пришло, кожа будет натирать и причинять дискомфорт. Потом наступит блаженный период, когда кожаная одежда сидит идеально, а затем кожа начнёт обвисать. При продолжительном использовании натуральная кожа растягивается и обвисает, и тогда приходится следить, не съехала ли защита с нужных мест. Если защитные вставки начали болтаться и оказались не на нужных местах, подшейте их, либо сделайте внешнюю утяжку. Использовать экипировку со съехавшими вставками опасно.
Кожа тяжёлая. По сравнению с текстилем она весит в 1,5-2 раза больше. А если на кожаное изделие попадает влага, которую оно впитывает, вес увеличивается ещё в 2-3 раза. Если вам нужна лёгкая невесомая защита, которая не будет ощущаться на теле, кожа точно не подойдёт. Другой минус, который вытекает из прочности кожи, – отсутствие вентиляции. В жаркую погожу кожа нагревается за пару минут, а ветер сквозь неё не проходит и не остужает тело водителя. Летом использовать кожу не рекомендуется: когда жар исходит не только от двигателя байка и окружающих автомобилей, но и от одежды, получить тепловой удар становится гораздо проще.
Кожа дорогая. Поскольку для получения натуральной кожи необходимо вырастить и откормить животное, цена кожаных изделий превышает стоимость тканевой защиты. Синтетически созданная кожа стоит дешевле, но всё же не настолько дёшево, как, например, кевлар или кордура. Если вы нашли модель, стоимость которой ниже, чем средние цены на рынке, проверьте, соответствует ли она ГОСТам.
Прежде, чем покупать кожаную экипировку, запомните правило: не стирайте кожу в стиральной машине. Если такой расклад вас не устраивает, выберите другой материал для одежды. Машинная стирка разрушительно влияет на кожу: она становится хрупкой, трескается, теряет цвет. Куртки и штаны, которые стираются вручную, служат в 2-3 раза дольше, чем изделия, испытавшие на себе мощь стиральных машин. Единственная часть кожаной экипировки, которая не страдает от машинной стирки, – тканевая подкладка. Подкладке регулярная стирка не повредит, если на ярлычке производитель не указал обратное.
Вместо стирки отчищайте кожу специальными пенными очистителями, которые уничтожают пыль и грязь без вреда для материала. Такие очистители продаются в обувных магазинах и стоят не дороже 500 руб. При покупке обратите внимание, что для цветной и чёрной кожи используются разные виды пенных очистителей.
Если кожа промокла во время дождя, а промокает она за 15-30 минут, ни в коем случае не сушите её с помощью фена, батареи или обогревателя. Из-за такого обращения кожа потрескается и станет грубее. Вместо этого повесьте сырую экипировку на вешалку в сухое место и оставьте там до полного высыхания. В случае, если у кожи нет влагозащиты, старайтесь мочить ей ка можно реже. Чтобы огородить куртку от попадания пота, подденьте под неё футболку с длинным рукавом, чтобы она впитывала влагу.
Изделия из текстиля – наглядное доказательство, что технологии движутся вперёд. Ежегодно на рынках появляются десятки обновлённых моделей тканевой мотоэкипировки, оснащённых недавно разработанными защитными функциями. Сам материал реформируется и с каждым годом становится дешевле, прочнее и комфортнее.
Материалов, из которых допускается изготовление тканевых элементов мотоциклетной экипировки, ничуть не меньше, чем разновидностей кожи.
Каждый из описанных выше видов текстиля обладает своими достоинствами и недостатками, так что объединить все характеристики в одном месте будет непросто. Эта статья рассматривает основные плюсы и минусы, присущие всем качественным защитным изделиям из ткани. Конечно, если говорить о дешёвых китайских подделках, разговор получится другой.
Причина, по которой текстиль не отстаёт, а даже обгоняет кожу по числу продаж – комфорт. Дело в том, что в мотоэкипировки из ткани удобно и ездить, и ходить, и сидеть, и бегать, и даже спать. Текстиль не давит, не натирает, не сжимает ездока так, что он перестаёт мочь дышать. На защитной одежде из ткани присутствуют регулирующие ремни, с помощью которых водитель подгоняет одежду до нужного размера. Веси тканевая одежда меньше, чем одежда из кожи. Даже если водитель попадёт в дождь, ему не придётся нести на своём теле 2-3 лишних килограмма.
Подкладки, вставки и другие защитные элементы часто открепляются от изделия, так что оно становится универсальным в использовании. Эта универсальность даёт байкеру возможность использовать тканевую защиту и зимой, и летом, и в дождливую погоду. Все ненужные в данный момент детали открепляются, и экипировка трансформируется, становясь удобнее.
Экипировка из текстиля требует менее щепетильного ухода: её можно свободно мять и складывать, разрешается класть тканевую защиту в стиральную машину, а затем сушить её на батарее. Даже если не использовать фен или батарею для ускоренной сушки, текстиль сохнет быстрее, чем изделия из кожи. Пот, который часто появляется во время активной езды, никак не вредит текстилю, не делает его более хрупким и не портит его внешний вид.
Огромнейший минус этого материала, из-за которого любители текстиля всё ещё не захватили мир, – низкий уровень защиты. Среднестатистическая тканевая мотокуртка защищает хуже, чем среднестатистическая мотокуртка из кожи, но это если говорить об усреднённых значениях. На самом деле разброс характеристик тканевой экипировки настолько велик, что разговоры о среднестатистических изделиях кажутся смешными.
Сейчас технологии шагнули далеко вперёд, так что в продаже вы можете найти мотоэкипировку из текстиля, которая будет в 2-3 раза прочнее и устойчивее к износу, нежели кожа. Но и стоимость таких изделий будет отличаться от среднерыночной и, возможно, даже превышать цену экипировки из натуральной кожи.
Скорее всего, если мотоциклист, одетый в тканевую защитную одежду, попадёт в серьёзную аварию, вылетит из седла и проскользит секунд 20 по асфальту, то его одежде придёт конец. Она защитит водителя ценой собственной жизни. Использовать такую экипировку дальше будет невозможно, так как на ней появятся сквозные дыры.
Чтобы продлить жизнь тканевой мотоэкипировки, перед началом использования пропитайте её специальными грязе- и водозащитными средствами. Это убережёт одежду от частых стирок, а также сохранит её на более длительный период времени. Повторяйте эту пропитку регулярно: после каждой стирки, а также в тех случаях, когда защита промокла после дождя или использовалась слишком долго. При выборе пропитки проверьте, что она сочетается с материалом вашей экипировки.
Стирайте защиту из текстиля по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год. Даже если в течение года куртка или штаны не использовались, постирайте их, чтобы избежать выцветания из-за пыли и длительного лежания в одном положении. Чтобы узнать, в каком режиме допускается стирать конкретную вещь, посмотрите на бирку, где производитель указывает требования к уходу за изделием. Используйте щадящие порошки, которые не вредят микроволокнам и тканям.
Критерий сравнения | Кожа | Текстиль |
---|---|---|
Прочность | + | - |
Износостойкость | + | - |
Стильность | + | - |
Эластичность, растяжимость | + | - |
Плотность прилегания (ничего не развевается на ветру) | + | - |
Вентиляция и продуваемость | - | + |
Низкая стоимость | - | + |
Большой выбор | - | + |
Устойчивость к влаге | - | + |
Простота ухода | - | + |