Моторное масло защищает механизм мотоцикла от износа и повреждений. Из-за неправильно подобранного масла в двигателе образуется осадок, который мгновенно разрушает детали мотоцикла. Если в мотоцикл заливается неподходящее масло, чинить такой мотоцикл придётся в разы чаще. Чтобы избежать этих проблем, каждый водитель должен знать, как правильно подобрать масло для мотоцикла.
В большинстве мотоциклов мотор, коробка передач и сцепление размещаются в одном месте, поэтому и масло для смазки этих деталей требуется одно, а не три, как в автомобиле. Подобрать смазку, которая бы выполняла все необходимые функции и защищала бы все механизмы, непросто. Дело усложняет и то, что закрытый корпус двигателя не даёт ему охлаждаться, так что из-за частый вращений двигателя появляется вероятность перегрева и термического отказа.
В зависимости от состава и компонентов, содержащихся в веществе, масло для мотоциклов разделяют на три категории.
Минеральное масло использовали в первых моделях мотоциклов. Такое масло получают путём очистки и ректификации нефти и нефтепродуктов. Процент содержания синтетических добавок ниже 20%. Чем чище база, из которой производится масло, тем выше цена.
Минеральное масло хорошо борется с коррозией и уничтожает нагар, но смазочные свойства такое масло сохраняет лишь при средних комнатных температурах. В условиях повышенных температур масло выгорает, а в условиях пониженных – становится вязким. Преимущественно оно используется для старых мотоциклов, а также для мотоциклов с сухим сцеплением, V-образных двигателей и трансмиссий.
Синтетическое масло производится с помощью синтеза углеводных соединений (молекул). Оно не зависит от внешних факторов: вязкость не реагирует на изменение температуры. По сравнению с минеральным, синтетическое масло медленнее испаряется и обладает повышенной стойкостью. В условиях минусовых температур оно остаётся текучим, поэтому в заполярье используется только синтетика.
Достоинства синтетического масла ощутимо сказываются на цене, так что его стоимость значительно выше стоимость минерального масла.
Полусинтетическое масло производится из минеральных продуктов и синтетического сырья, причём процент содержания синтетики – 30-50%. Это промежуточный этап между минеральной и синтетической смазкой. Полусинтетика уступает синтетике: она боится перегрева и минусовых температур, увеличивает расход топлива и хуже защищает двигатель от износа. При запуске холодного двигателя эффективнее работает полусинтетическое масло.
Оно используется для высокофорсированных бензиновых и дизельных двигателей, а также двигателей с турбонадувом.
Мотоциклетные бензиновые двигатели внутреннего сгорания (ДВС) делятся на двухтактные и четырёхтактные. В 2-х тактном двигателе все рабочие циклы (впуск-сжатие-сжигание-выпуск) происходят за два такта, то есть за два хода поршня. В 4-х тактном двигателе на это требуется 4 такта или 4 хода поршня. За счёт разницы в работе механизма строение двигателя тоже различается.
Основное различие состоит в том, что в 2-х тактный механизм заливается смесь бензина и масла, поэтому во время езды смазка сгорает вместе с топливом и не требует регулярной замены. В 4-х тактном механизме масло заливается отдельно от бензина и не сгорает во время езды, поэтому его требуется периодически менять.
Технические характеристики устройств требуют разного состава моторного масла. Поэтому масло для двух- и четырёхтактного двигателя различаются по компонентам и принципу действия. Смешивать их категорически запрещено.
Благодаря тому, что для полного цикла сгорания двухтактному механизму требуется в 2 раза меньше оборотов поршня, весь процесс протекает в 2 раза быстрее. Это значит, что и мощность двухтактного механизма будет в 2 раза выше мощности четырёхтактного. К тому же, из-за простоты конструкции такого двигателя, сломать его гораздо труднее. Двухтактный двигатель компактнее и легче четырёхтактного, но за счёт этого он потребляет больше топлива, а коэффициент его полезной работы ниже.
Масло для 2-х тактных двигателей должно без остатка растворяться в бензине, иначе мощность мотоцикла сильно упадёт. При выборе масла провверьте, не остаётся ли после сгорания топлива побочных продуктов (нагара, золы) на стенках камер. Твёрдые вещества, появляющиеся во время работы двигателя, способствуют его износу и коррозии.
Смешивать масло и бензин рекомендуется в чистой прозрачной ёмкости. Чтобы не ошибиться с соотношением, покупайте смазку в упаковках с мерной шкалой. Соотношение масла и бензина обычно указывается как на этикетке масла, так и в техническом паспорте мотоцикла. Чаще всего это 1:50, 1:40 или 1:25. Если посмотреть правильные пропорции негде, начните с соотношения 1:40, а затем меняйте его в зависимости от работы мотоцикла.
Смешивать два компонента следует следующим образом:
Несмотря на крупные габариты и меньшую мощность, 4-х тактные двигатели пользуются популярностью мотолюбителей. Они экономично потребляют топливо, работают тише и стабильнее. Такие двигатели отличаются надёжностью и устойчивостью. К тому же, после сгорания бензина на стенках глушителя и в выхлопной трубе остаётся меньше нагара.
Из-за сложности работы механизма к моторному маслу для четырёхтактного двигателя предъявляется больше требований.
За счёт этих критериев стоимость масла для 4-х тактного мотоцикла выше, чем для 2-х тактного.
Вязкостью масла называется способность сохранять свои свойства при изменении температуры, то есть оставаться текучим и не выгорать. Если говорить проще, вязкость масла показывает, густое оно или жидкое. В зависимости от потребностей водителя и условий использования мотоцикла вязкость масла различается. Чтобы подобрать подходящее по вязкости масло, была создана классификация масел SAE.
SAE расшифровывается, как Society of Automotive Engineers. Это единственная существующая классификация масел по вязкости. Согласно нормам SAE, вязкость масла обозначается относительными параметрами, которые указываются на упаковке.
После аббревиатуры SAE стоит 4 цифры, разделённые буквой W, которые и обозначают степень вязкости масла.
Существует 3 типа смазок по вязкости:
Отдельно летние и зимние смазки не пользуются популярностью у мотолюбителей, но на рынке они всё ещё встречаются. Всесезонные смазки удобны тем, что защищают мотоцикл как зимой, так и летом, то есть справляются с большим диапазоном температур.
Допустим, вы увидели на упаковке масла надпись: «SAE 15W-40».
Для расшифровки показателей SAE была составлена специальная таблица с указанием максимальных температур, при которых масло продолжает защищать двигатель.
Таким образом, вязкость подбирается в зависимости от условий, в которых будет использоваться мотоцикл.
С тех пор, как изобрели первый мотоцикл, прошло много времени: они стали быстрее и надёжнее. Каждый год появляются новые технологии, моторы и двигатели становятся совершеннее. Конечно, совершеннее становятся и смазки, поэтому для каждого мотоцикла масло подбирается индивидуально. Чтобы не запутаться в видах масел, были созданы классификации.
API (American Petroleum Institute) – это американский способ классифицировать моторное масло, который, однако, используется во всё мире. Вид масла обозначается двумя буквами, например SM или CE. Первая буква обозначает тип двигателя: S – бензиновый, C – дизельный, T - двухтактный. Вторая буква конкретизирует, в каких механизмах допускается использовать масло.
TA | Мопеды, газонокосилки |
TB | Маломощные мотоциклы, мотороллеры |
TC | Двигатели, работающие на суше + мопеды, газонокосилки, маломощные мотоциклы и мотороллеры |
TD | Подвесные лодочные моторы |
Масла типа S и C в основном используются для автомобилей.
JASO расшифровывается, как Japan Automotive Standard Organization. Для классификации масел также используется 2 буквы, где первая обозначает тип двигателя (M – четырёхтактный, F – двухтактный), а вторая – уточняет тип масла.
MB | Мототехника с сухим типом сцепления. Коэффициент трения низкий |
MA1 | Ненагруженные мотоциклы с мокрым сцеплением. Коэффициент трения средний |
MA2 | Спортивные мотоциклы с экстремальными нагрузками со сцеплением в масляной ванне. Коэффициент трения высокий |
MA | Обладает гибридными свойствами MA1 и MA2 |
FA | Устаревший класс. Используется редко и только в развивающихся странах |
FB | Двухтактные двигатели, удовлетворяет минимальные требования |
FС | Двухтактные двигатели, удовлетворяет основные требования |
FD | Двухтактные двигатели с улучшенными характеристиками, удовлетворяет наивысшие требования |
В зависимости от условий использования масла разделяются на 2 категории: Street и Off road.
Street. Это масло подходит для мотоциклов, ездящих по городу. Шоссейный мотоцикл резко тормозит у светофоров и часто разгоняется до высоких скоростей. Из-за частых смен скорости возможен термический отказ двигателя, связанный с недостаточным охлаждением. В масло STREET добавлены антиокислительные и антипенные вещества, предотвращающие термический отказ. Масло в шоссейных мотоциклах меняется по достижению определённого пробега, а не по моточасам.
Off road. Это масло подходит для мотоциклов, используемых вне города. Внедорожные мотоциклы работают с постоянной скоростью, но с большей мощностью. Это способствует постоянному перегреву. К тому же в двигатель внедорожного мотоцикла часто попадает пыль и вода. Поэтому такое масло имеет дополнительные компоненты, способные отделять воду и сохранять вязкость, несмотря на повышенную температуру. Замена масла во внедорожных мотоциклах осуществляется по моточасам.
Этот вопрос давно волнует водителей мотоциклов, которые не хотят переплачивать. Многие верят, что машинное и мотоциклетное масло ничем не различаются, и заливают в свой байк смазку для автомобилей.
Но это ошибочное мнение.
Заливать в бензобак мотоцикла автомобильное масло можно только в крайнем случае. Если перед вами стоит выбор: ехать без масла или с автомобильным маслом, выбирайте второй вариант. Однако перед этим проверьте, что смазка прошла проверку по стандарту JASO и пригодна к использованию в транспорте с мокрым сцеплением (МА или МА1). При единичном использовании машинного масла мотоцикл не будет сильно повреждён.
Постоянное использование машинного масла опасно перегревом, большим количеством осадка и порчей двигателя.
Цены на масло колеблются от 100 до 3000 руб. за 1 л. Стоимость масла зависит не только от страны-производителя и марки мотоцикла, но и от других показателей.
Моторное масло должно быть достаточно вязким, чтобы смазывать трущиеся детали, и достаточно жидким, чтобы не допускать заклинивания двигателя. Хорошее масло обладает защитными свойствами, защищающими мотор от износа, но при этом содержит в себе вещества, способные уничтожить нагар и осадок. Также сейчас особое внимание уделяется экологической чистоте масла, и марки, не выделяющие в окружающую среду вредных элементов, ценятся выше.
Преимущества:
Недостатки:
Стоимость 1 л: 600-1400 руб.
Преимущества:
Недостатки:
Стоимость 1 л: 400-700 руб.
Преимущества:
Недостатки:
Стоимость 1 л: 700-900 руб.
Масло LIQUI MOLY (20W-50 street) заливается в учебные мотоциклы мотошколы.
Преимущества:
Недостатки:
Стоимость 1 л: 300-400 руб.
Преимущества:
Недостатки:
Стоимость 1 л: 100-400 руб.