Как купить б/у мотоцикл и не пожалеть?

Далеко не у каждого есть финансовая возможность отправиться в салон за покупкой нового мотоцикла. Цены на двухколесную технику год от года растут, измеряются сотнями тысяч, а иногда и миллионами рублей. Более рациональное решение – вторичный рынок. Главное – отнестись к покупке со всей ответственностью, не спешить, изучить максимум доступных предложений, чтобы приобрести технику в хорошем состоянии, без юридических проблем и обременений. Какие моменты наиболее значимы? На что обратить основное внимание при проверках?

Документы – это главное!

Паспорт транспортного средства, свидетельство о государственной регистрации, паспорт продавца – все это нужно проверить, убедиться, что в бумагах фигурирует именно та техника, что является предметом предстоящей сделки, указаны соответствующие идентификаторы и описания.

Связываться с мотоциклами, намеренно не поставленными собственниками на учет, не стоит. Продавец может говорить, что таким способом он пытался избавить себя от оплаты транспортного налога, штрафов от ГИБДД, что, в целом, выглядит правдоподобно, но реальные причины могут оказаться куда как более неприятными для покупателя, например, транспорт числится утилизированным или угнанным, что выяснится при первой остановке на дороге или посещении представительства Автоинспекции. Рациональнее и разумнее сразу избавить себя от потенциальных рисков, не связываться с незарегистрированной техникой.

Внешний осмотр

Главное правило – не спешить. По возможности, стоит взять с собой опытного товарища, хорошо разбирающегося в мотоциклах, способного подметить важные детали, о которых не знает новичок. Если продавец подгоняет, ссылается на нехватку личного времени, то однозначно нужно насторожиться, скорее всего, ему есть, что скрывать. Человек, уверенный в исправности своего железного коня, заинтересованный в продаже, торопить точно не станет, понимая всю важность визуальной проверки. Итак, нужно осмотреть следующее:

  1. Общий осмотр. Видны следы покраски? На элементах пластикового обвеса заметны трещины? Некоторые детали явно были установлены не на конвейере? При появлении подобных вопросов сразу нужно задавать их продавцу, откуда взялась та или иная трещина, почему он решил поменять запчасти? Честное признание о небольшом ДТП – это хорошо, можно поторговаться или отказаться от покупки, если же ответы уклончивы, выводы однозначны – человек что-то скрывает и связываться с ним – себе дороже;
  2. Рама. Для проверки геометрии рамы нужно взглянуть на мотоцикл строго “анфас” – деформации сразу дадут о себе знать. Отдельное внимание следует уделить швам. Заводская сборка предполагает полную автоматизацию сварки, так что швы выглядят красивыми, аккуратными, в гаражных условиях такое не повторить. Если на швах присутствуют следы шлифовки, полировки и другой механической обработки, это явно указывает на серьезное восстановление и попытки его скрыть. Покупать такую технику нельзя;
  3. Подвеска. Нужно качнуть мотоцикл, надавить несколько раз на сиденье, заднюю часть. Исправные амортизаторы сработают мягко, без посторонних звуков и щелчков. Их присутствие – повод для снижения цены, так как запчасти придется менять;
  4. Вилка. На вилке не должно быть видимых деформаций, трещин, в области сальников и уплотнителей не допускаются масляные подтеки;
  5. Бензобак. Во-первых, на бензобаке не должно быть вмятин, практика показывает, что эта деталь страдает даже при легких падениях. Второй момент – отсутствие в баке ржавчины. Ее наличие указывает на длительные простои под открытым небом, что губительно для двухколесной техники. Ржавчина неминуемо проникнет в топливную систему, где натворит немало бед, приведет к засорению патрубков, шлангов, выведет из строя карбюратор, инжекторы, что удастся исправить только сложным, дорогим капитальным ремонтом, заменой отдельных запчастей;
  6. Двигатель. Если на корпусе заметен сухой налет насыщенного черного оттенка, переживать не стоит, это совершенно нормальное явление. Другое дело – явные маслянистые подтеки, указывающие на серьезные проблемы. Также нужно проверить масло, уровень и цвет. Светлое масло явно говорит о недавней замене. Зачем продавец сделал это? Возможно, он попытался спрятать некие проблемы?

Запуск и поездка

Если продавец согласен не просто завести мотоцикл, но и не против, чтобы вы прокатились на нем – это очень хороший знак! Обязательно нужно воспользоваться таким предложением, ведь некоторые неисправности особенно ощутимы в движении. После запуска нужно посмотреть на выхлоп. Современные мотоциклы не дымят даже непосредственно в момент старта, присутствие сизого дыма – явный признак серьезных проблем двигателя. Второй момент – звук мотора. Небольшой лязг сразу после старта нормален для некоторых модификаций ДВС, по мере прогрева он исчезает. Гораздо более опасная ситуация – изначальное отсутствие звуков, но их постепенное появление по мере нагрева.

Поездка, в свою очередь, позволит понять, насколько отзывчив руль, насколько четко срабатывает коробка при переключениях, нет ли пробоев подвески, хорошо ли работает тормозная система. Конечно, во время проверки не стоит увлекаться, закладывать крутые виражи и слишком разгоняться. Упали? Что ж, придется купить!

К вопросу о расходниках

Изношенная резина, провисшие растянутые цепи, темное масло – все это, при общем хорошем состоянии мотоцикла, не должно становиться причиной отказа от покупки. Здесь действует простое правило: расходники – это расходники, их эксплуатационный ресурс не слишком велик, потому менять детали придется регулярно. Конечно, можно использовать все эти моменты как основу для небольшого торга, но увлекаться не стоит. Если рама целая, двигатель работает ровно, скорости переключаются четко, а осмотр явно показывает, что за техникой ухаживали и следили, то она явно заслуживает покупки! Не так уж и много на вторичном рынке мотоциклов в действительно хорошем состоянии!