Honda CB 400 Super Four – легендарный классический 400-кубовый мотоцикл, появившийся в Японии и не теряющий популярность на мировом рынке уже 28 лет. Официально он относится к байкам среднего уровня. Благодаря массе менее 180 кг и сжатым габаритам, он подходит для езды в пределах города и маневрирования в плотном дорожном трафике, а традиционная посадка делает поездки на дальние расстояния быстрыми и неутомительными. С точки зрения дизайна Honda CB 400 считается нейкедом (от англ. naked – обнажённый): корпус мотоцикла не прикрыт пластиковыми панелями или обтекателями, на спидометре и тахометре защита также отсутствует. Школа «Автофактор» использует Хонду для отработки сложных навыков, тренировки поворотов, контроля скорости и для знакомства с мощными представителями мотоциклетного мира.
Первым мотоциклом серии СВ 400 стала Honda CB 400 F, выпущенный в 1975 году для Японского и Американского рынка, как модернизированная облегченная версия популярного тогда СВ 750. Весом 182 кг и мощностью 37 лошадиных сил, он был тем, кто положил начало эре кастомов в стиле cafe racer, пик популярности которых пришёлся на 1960-1970-е годы. В 1989 году на смену ей пришла Honda CB-1, не получившая распространения из-за непринятия аудиторией концепции нейкедов, а также ускоренному затуханию на высоких оборотах.
Наконец, в 1992 году на рынке появилась Honda CB 400, мгновенно завоевавшая уважение байкеров, несмотря на «голую» конструкцию и объём двигателя в 399 см3. Оказалось, что такое соотношение мощности, размеров и веса – самое надёжное как для повседневных поездок, так и для скоростных гонок по ночным трассам. Первой и главной особенностью байка, привлекшей водителей, стало точное соотношение мощности, размеров и веса, которое сделало мотоцикл неубиваемым. Двигатель на 16 клапанах и жидкостном охлаждении, с 53 л. с. и 38 Нм крутящего момента оказался самым надёжным на рынке аналогичных японских моделей.
Вторым решающим фактором стал дизайн Хонды. Вместо непривычных нейкедовских черт Honda СВ-1 байкеры увидели классические черты Honda СВ 400 Super Four. Традиционный слитный руль заменил клипоны, двойной амортизатор встал на место монамортизатора, а стальная дуплексная рама и традиционная форма сиденья завершили образ «вечной классики», в которую и влюбились водители.
С 1992 года было выпущено 7 поколений, последние из которых, Revo и Revo Boldor, выпускаются и по сей день. Предыдущие 5 версий – оригинальную модель, Spec I, Spec II, Spec III, и Boldor – сняли с производства. При этом официально этот мотоцикл поставляется только в Австралию, в остальных странах он появляется благодаря усилиям фирм-импортёров. Сейчас купить Honda СВ 400 Super Four без пробега по РФ можно за $2600 (195 тыс. руб.) и выше. Подержанные модели с рук продаются от 60 тыс. руб.
Honda СВ 400 SF – это первая модель, которая приходит в голову, когда речь заходит о классическом дизайне. В последующих версиях, например Хонда Болдор, видны отхождения от классической дизайнерской линии: обтекаемая форма, квадратная фара и покрышка на передней части. Однако изначально Honda СВ была классическим стандартом мощи и изящества, сочетающимися в одном хорошо собранном механизме. Переднее крыло плотно прижимается к покрышке, над ним круглая фара, с боковых сторон поворотные сигналы, а зеркала обязательно прямоугольные. Другие особенности классического байка: прямая посадка, отсутствие пластика и покрывающих панелей, высота седла ниже среднего, умеренный изгиб на руле и полный набор светотехники.
Несмотря на нейкедовость и открытость внешнего вида, байк имеет углублённую конструкцию, защищающей при падении жизненно важные детали. При ударе в первую очередь стредают подножки, ручки и колпаки. При внезапном падении мотоцикла на бок под удар попадают те же части, а двигатель и основные компоненты системы остаются под защитой стали. Средняя толщина металла на корпусе – 42 мм, дающие шанс избежать серьёзных повреждений и поломок при аварии.
Размеры этой модели не отличаются от привычных габаритов Хонды: 204 см в длину, 72,5 см в ширину и 107 в высоту. Высота седла варьируется от 75,5 см до 77 см в зависимости от поколения, но не выше. Поскольку байк следует заветам классики, он снабжается низкими сиденьем и подножками, задевающими асфальт на поворотах. Для некоторых это становится минусом, но поскольку Хонда не предназначена для спортивных гонок или эндуро, этот недостаток обнаруживается нечасто. Несмотря на кажущееся маленькое расстояние между землёй и седлом, мотоцикл не накладывает ограничений по росту: на нём чувствует себя свободно даже водитель с ростом выше 180 см.
Колёсная база на байке равняется 141-145 см, а минимальный дорожный просвет – 13 см, так что райдер без проблем может брать с собой пассажира. Сиденье на мотоцикле двухуровневое, так что места спокойно хватает для двух людей, независимо от роста и телосложения. При этом разница высот составляет 2-4 см и не мешает второму пассажиру держаться за водителя.
Honda СВ 400 славится управляемостью и послушностью, которой производителям удаётся достигнуть с помощью низкого центра тяжести и высоты седла 750 мм, компенсирующей мощность и массу. Угол поворота руля устанавливает минимальные рамки для свободного поворота – 2,5 м. Уложится в меньший круг на Хонде не удастся.
Минимум электроники – максимум информации. Это девиз Honda CB 400, влияние которого заметно и на этой модели. Тахометр, спидометр, указатель уровня топлива и контрольные лампы находятся на компактной приборной панели на уровне руля, так что водителю достаточно бросить на панель один взгляд, чтобы узнать требуемые показатели. На некоторых моделях Trip 1 и Trip 2 (одометры) считаются только до 1 тыс. км, а затем автоматически сбрасываются, что становится неприятным сюрпризом для незнакомых с этой особенностью байкеров. Пульт управления устроен таким образом, чтобы человек мог свободно дотянуться до любых кнопок, не снимая руки с руля. Единственная кнопка, не вписывающаяся в этот план – аварийка.
На мотофорумах Honda CB 400 Super Four часто рекомендуется в качестве первого мотоцикла для новичка. Он манёвренный, управляемый, послушный, но при этом стремительный, мощный и резкий. Для начинающего водителя высокие скорости, которые развивает байк, могут стать неожиданностью, но остальные характеристики идеально подходят для первых практических занятий по вождению. За пределами мотошкол Хонда используется для ежедневных городских поездок или продолжительных загородных, но она не подходит для жёсткого эндуро, трека или спортивных гонок.
В мотошколе «Автофактор» Honda CB 400 служит мотоциклом для курсов продвинутого и контраварийного вождения, а также используется для отработки сложных навыков, которые трудно пройти из-за угла поворота руля.
Honda CB 400 Super Four | |
---|---|
Тип | Дорожный (street, naked) |
Год выпуска | 1992-по наст. вр. |
Рама | стальная диагональная |
Тип двигателя | 4-цилиндровый, 4-тактный, рядный |
Рабочий объем | 399 куб. см. |
Диаметр цилиндра/ход поршня | 55 мм х 42 мм |
Степень сжатия | 11,3:1 |
Охлаждение | жидкостное |
Количество клапанов на цилиндр | DOHC, 4 клапана на цилиндр |
Система подачи топлива | карбюраторы, 4x 32 мм Keihin CV (с 2008 г. - инжектор PGM-FI) |
Тип зажигания | электронное CDI |
Максимальная мощность | 53 л.с. при 11000 об/мин |
Максимальный крутящий момент | 38 Нм при 9500 об/мин |
Коробка передач | 6-ступенчатая |
Тип привода | цепь |
Размер передней шины | 120/60 ZR17 |
Размер задней шины | 160/60 ZR17 |
Передние тормоза | 2 диска 296 мм, 4-поршневые суппорта (опц. ABS - с 2008 г.) |
Задние тормоза | 1 диск 240 мм, 1-поршневой суппорт (опц. ABS - с 2008 г.) |
Передняя подвеска | 43 мм телескопическая вилка, ход - 120 мм |
Задняя подвеска | двойной амортизатор (регулировка преднатяга), ход - 110 мм |
Длина | 2040 мм |
Ширина | 725 мм |
Высота | 1070 мм |
Колесная база | 1410 мм |
Высота по седлу | 770 мм |
Разгон до 100 км/ч | 4,5 сек |
Максимальная скорость | 180 км/ч (ограничитель) |
Емкость бензобака | 18 л |
Масса мотоцикла | 168 кг - сухая 188 кг - снаряженная |