Меню

Что нужно знать об обслуживании мотоциклов?

По закону, выезд за рулем мотоцикла на дороги общего пользования возможен исключительно после прохождения курса обучения в мотошколе, получения соответствующего удостоверения. По идее, такое обучение должно дать новичку полное представление об управлении двухколесным транспортом, уберечь его от ошибок.

На практике, однако, все далеко не так радужно. Школа дает лишь базовые навыки, не позволяет в достаточной степени отработать их, а некоторые тонкости и вовсе остаются тайной за семью печатями. Результат – ошибки при эксплуатации мотоцикла, некоторые из которых представляют довольно серьезную опасность. Чего именно стоит избегать начинающему байкеру? Какие оплошности являются наиболее распространенными?

Подготовительные моменты

Ответственная подготовка к поездке – залог спокойного прибытия в конечную точку. К сожалению, многие допускают ошибки уже на этой стадии. Наиболее распространенные выглядят следующим образом:

  1. Пренебрежение экипировкой. “Мотоцикл – это свобода!” – могут заявить некоторые байкеры и ограничить свою экипировку только обязательным по закону шлемом, остальной же наряд будет состоять из, в лучшем случае, обычных джинсов, футболки и кроссовок. Одного падения достаточно, чтобы мнение кардинально изменилось. Хорошо, если произойдет оно на небольшой скорости, последствия ограничатся синяками и царапинами, которые пройдут за пару недель. Падение даже на 40-60 километрах в час чревато куда как более серьезными травмами, больше всего неприятностей доставляют “ожоги”, возникающие из-за трения кожи об асфальт. Обычная, “гражданская”, одежда от них не защитит, тогда как экипировка справится с этим успешно, за счет более плотных тканей и вставок, поглощающих ударные нагрузки. В общем, выезд без нее – огромная ошибка;
  2. Плохое планирование маршрута. Стоит изучить карту, понять, по каким дорогам предстоит ехать, какова будет их загруженность, когда стемнеет и не пойдет ли дождь, не станет ли слишком холодно. Да, опытный мотоциклист даже в сумерках в плотном потоке будет чувствовать себя более-менее спокойно, а вот для новичка такая поездка – огромный стресс, сопряженный с риском аварии. Лучше заранее продумать все моменты, успеть прибыть в место назначения до темноты, избегать перегруженных магистралей;
  3. Игнорирование проверок мотоцикла. Перед выездом нужно убедиться, что запас топлива достаточен для успешного преодоления маршрута без дозаправок, покрышки не стерты, все системы функционируют нормально. Неисправность на маршруте – это не просто неприятно, но и опасно;
  4. Надевание наушников. Неочевидная ошибка, которую, однако, допускают многие новички, желая получить от поездки максимум эмоций. В голове все выглядит красиво: вечерний город, мощный мотоцикл и любимая музыка! На практике, однако, такой подход оказывается достаточно опасным. Гораздо надежнее и безопаснее слышать не приятную мелодию, а окружающую обстановку. Как минимум, первое время аудиальное восприятие очень важно, постепенно можно перейти только на визуальное, по зеркалам и при помощи поворотов головы.

Ошибки во время движения

Начинающему байкеру нужно сразу запомнить: на дороге часто приходится “думать за себя и за того парня в железной коробке”. Цена ошибки очень высока, ведь вокруг нет кузова из прочного металла, вся физическая защита ограничивается экипировкой, так что самое надежные средства безопасности – это спокойствие, трезвый рассудок, умение анализировать и прогнозировать развитие дорожной обстановки. Основные ошибки, следующие:

  1. Превышение скорости. Здесь речь идет не столько о ПДД, хотя это тоже крайне важно, сколько о собственных пределах. Все действия должны быть доведены до автоматизма, до уровня мышечной памяти. Пример – переключение передач, когда сцепление выжимается, а лапка идет вниз или вверх, по сути, без команды мозга. У новичка такие нейромышечные связи еще не сформированы, перед каждым действием ему приходится задумываться, а на скорости даже задержки в доли секунды могут оказаться фатальными. Тише едешь – дальше будешь;
  2. Активное использование ног при поворотах и остановке. Пожалуй, самая детская ошибка, указывающая на то, что новичок пока не чувствует баланс своего байка. Справиться с проблемой поможет отработка медленного маневрирования на площадке, горке с небольшим уклоном. Постоянное перебирание ногами по асфальту до добра не доведет, даже в мотоботах можно получить серьезную травму лодыжки;
  3. Использование только одного тормоза. Неспроста на мотоцикле их два! Усилие переднего – это только 60% от общего, заднего – 40. Грамотное применение обоих механизмов поможет значительно сократить тормозной путь, сохранит жизнь и здоровье в опасной ситуации;
  4. Торможение в повороте. Пятно контакта колес с асфальтом в повороте несколько уменьшается, на мотоцикл сильнее действует гравитация, так что торможение чревато падением! Делать так нужно только в крайнем случае, когда есть риск вылета с трассы. В затяжных плавных поворотах лучше попытаться сработать рулем и корпусом, чтобы пройти их без сброса скорости, а в крутые – заходить не слишком быстро;
  5. Движение по центру полосы. Не лучшая позиция: снижается заметность и теряется место для маневра в экстренной ситуации. Оптимальный вариант – левая сторона полосы, в районе левого колеса впереди идущего автомобиля. Какие преимущества дает такое расположение? Мотоцикл хорошо заметен для обгоняющих сзади, появляется место справа, которое можно использовать для резкого маневра.

Наконец, последней, десятой, ошибкой можно назвать неверное направление взгляда. Нельзя смотреть перед собой, “под колесо”. Это не позволяет контролировать дорожную ситуацию, видеть пешеходов, знаки, другие транспортные средства. Срабатывает подсознание, мозг направляет мотоцикл по направлению взгляда, из-за чего высок риск оказаться в бампере впереди идущей машины или на обочине. Правильное направление – вперед, чем дальше, тем лучше.

© 2009-2024 Автошкола «Автофактор»
Изготовление сайта – НБС-Медиа