Обслуживание мотоциклов: о чем нужно помнить?

Мотоцикл, как и любое сложное техническое средство, нуждается в соответствующем обслуживании. Соблюдение не слишком сложных правил позволит обеспечить безопасность и комфорт поездки, исключить тяжелые поломки, устранение которых сопряжено с внушительными денежными и временными потерями. В чем именно заключаются такие правила? О чем нужно знать мотоциклисту?

Общие моменты

В первую очередь, необходимо помнить о следующем:

  1. Ежедневные осмотры. Да, мотоцикл требует внимания каждый день. Не стоит переживать по поводу возможных сложностей, неудобств и трат времени, достаточно пары минут до поездки и столько же – после. Перед тем, как сесть за руль, нужно убедиться, что зеркала и фары настроены правильно, уровень давления в шинах соответствует в норме, перед парковой – удалить налипшую грязь. Чистота – залог долговечности как пластиковых элементов обвеса, так и металлической рамы;
  2. Соблюдение интервалов сервисного обслуживания. Мотоцикл прошел тысячу километров? Пора проверить масло. 5-6? Замерить масло. Свечи служат, в среднем, 12 тысяч. Каждые 500 километров рекомендуется чистить цепь, для эндуро, маршруты которых пролегают по пересеченной местности или грунтовкам не самого высокого качества, этот интервал еще меньше;
  3. Подкачка шин. Оптимальный показатель – 2-2.5 атмосферы. Недостаточный показатель приводит к повышению нагрузки на амортизатор, ухудшению управляемости, сильной отдаче в руль при проезде неровностей, малой эффективности тормозной системы. Недопустима и слишком сильная накачка, колеса хуже держат дорогу.

Обслуживание: инструкции и советы

Принципы обслуживания зависит от того, в отношении какого именно механизма, узла, агрегата двухколесного транспорта оно проводится:

  • Двигатель. Основной момент – замена масла. Рекомендуемый интервал – 5-6 тысяч километров, но для спортивных байков с высокооборотистыми ДВС его лучше сократить вдвое. В идеале, вместе с маслом нужно поменять и фильтр. Второй момент – регулярные замеры уровня технической жидкости, делать это нужно каждую тысячу пройденных километров. Оптимальный уровень – посередине между максимумом и минимумом, нужно учитывать, что недостаток столь же опасен, как и перелив;
  • Карбюратор. Современные мотоциклы комплектуются, в основном, инжекторными моторами, но на классике встречаются, в основном, карбюраторные аналоги. Уход к ним сводится к промывке каждые 4 тысячи километров. Владельцу следует отвернуть пробку, вытащить фильтр, промыть его, продуть жиклеры. Если операция не помогает, мотор работает нестабильно, обороты плавают, стоит воспользоваться профессиональной ультразвуковой чисткой;
  • Инжектор. В данном случае нужно чистить форсунки, с тем же интервалом. Процесс несложен, небольшие загрязнения удастся удалить, добавив в топливо специальную присадку, растворяющую посторонние фракции. В сложных случаях, опять же, рекомендуется отправиться в сервисный центр, специалисты которого проведут чистку при помощи ультразвука;
  • Тормозная система. Постепенно на колодках и дисках накапливаются загрязнения, из-за чего механизм теряет изначальную эффективность, не удается создать силу трения, достаточную для быстрой остановки мотоцикла. По меньшей мере, раз в год нужно проводить тщательную чистку. Второй момент – контроль уровня тормозной жидкости, недопущение его снижения. Конечно, нельзя забывать о проверке состояния колодок и дисков. Если диск стал тоньше 3 миллиметров, на его поверхности заметны дефекты, повреждения, неровности, следует выполнить замену. Аналогичные действия требуются и в отношении колодок, фрикционный слой которых имеет толщину в 0.8 миллиметра и менее. Опасность представляют также заломы, трещины и другие повреждения тормозного шланга, эксплуатировать мотоцикл с ними нельзя;
  • Цепь. Корректная натяжка – залог уверенной передачи крутящего момента, отсутствия избыточной нагрузки на двигатель, звездочки. Если замер в районе центрального звена показывает, что цепь провисла на 1.5-2.5 сантиметра, все нормально, превышение показателя в 2.5 сантиметра указывает на необходимость подтяжки. Также цепь нужно смазывать и чистить. Интервал чистки – 500 километров, либо сразу после поездки в дождь или по плохой грязной дороге. Важный момент – можно использовать только специальные составы, никаких “подручных средств” вроде бензина или керосина, они негативно сказываются на состоянии полимерных сальников-уплотнителей, приводят к их разрушению, потере эластичности;
  • Амортизаторы. Проверять амортизаторы нужно каждые 5 тысяч километров. К сожалению, их ремонт не представляется возможным, так что вытекшая жидкость, скрипы, стуки, потеря способности гасить продольные колебания – все это поводы для покупки и установки новых деталей;
  • Передняя вилка. Этот конструктивный элемент подвержен очень серьезным физическим воздействиям. Минимальный уход предполагает регулярную очистку. Если вилка потеряла эластичность и жесткость, потребуется замена масла. Это довольно сложная технологическая операция, так что самостоятельно ее провести непросто, а зачастую – невозможно, необходимо специальное оборудование и знания. Надежнее обратиться к специалистам.

Нельзя забывать и о более мелких компонентах мотоцикла. Чистота тросов, шлангов – залог того, что они прослужат долго, будут обеспечивать надлежащую передачу механического усилия, циркуляцию технических жидкостей, благодаря которым эффективно функционируют все системы. Также нужно периодически проверять бортовую электронику и электрику. Все соединения должны быть прочными, не допускается даже небольшая потеря механического, электрического контакта. На поврежденных проводах могут образоваться зоны пробоя, чреватые коротким замыканием, некорректной работой системы зажигания, выходом из строя дорогой электроники или даже возгоранием мотоцикла.