Проверка мотоцикла перед выездом: что нужно сделать?

Безопасность поездки на мотоцикле зависит не только от мастерства водителя, его умения быстро и точно оценивать дорожную обстановку, соблюдения ПДД, но и от технического состояния транспортного средства. Практика показывает, что беглая проверка перед каждым путешествием, которая займет буквально пару минут, способна сохранить нервы, здоровье, а в критической ситуации – жизнь. Как провести подобный осмотр? На чем акцентировать внимание?

Беглый внешний осмотр

Взгляд на данном этапе, как ни странно, сначала должен быть направлен не на мотоцикл, а под него. Лужицы технической жидкостей – явный признак того, что двухколесный транспорт нуждается в обслуживании. Определить, что именно вытекло, достаточно легко:

  • масло характеризуется коричневым цветом различной степени насыщенности и плотной консистенцией;
  • основной отличительный признак антифриза – яркий цвет, красный, синий, зеленый, в зависимости от типа;
  • тормозная жидкость выдает себя прозрачностью и несколько вязкой консистенцией.

Даже при наличии небольших подтеков не стоит лишний раз заводить мотоцикл, и, тем более, отправляться на нем в путешествие. Не стоит говорить, чем чревата, например, поездка при отсутствии в системе тормозной жидкости. До аварии рукой подать! Лучшее решение – вызов эвакуатора и обслуживание “железного коня” в сервисном центре. При наличии опыта и прямых рук, можно провести и самостоятельный ремонт, понять, что именно привело к протечке, восполнить уровни жидкостей, заменить поврежденные элементы.

Проверка давления в шинах

Именно давление определяет, насколько точно и уверенно можно управлять мотоциклом, насколько эффективно он тормозит, стабильно держит траекторию. Даже небольшие отклонения от нормы порой приводят к тому, что дорогой байк по комфорту приближается к китайскому мотороллеру, постоянно норовит сойти с траектории, проезд даже небольших неровностей отдается в вилку, руль, сиденье. Для проверки используется манометр, его можно приобрести как отдельно, так и в комбинации с насосом. Конкретные рекомендации по давлению в шинах можно найти в эксплуатационной инструкции, ответственные производители всегда указывают значения с поправками на дорожные условия, вес водителя, факт присутствия пассажира и прочее.
В ситуации, когда инструкции под рукой не оказалось, можно ориентироваться на универсальные инструкции. Переднее колесо дорожного мотоцикла нужно накачать примерно до 2.4 кПа, заднее – до 2.7.

Проверка уровней технических жидкостей

Лужица под мотоциклом – это, скорее, признак серьезной неисправности, утечки. Уровень жидкостей, однако, может снизиться и из-за естественного износа, выработки. Водителю нужно держать все под контролем, проводить проверки, чтобы исключить чрезмерную нагрузку на двигатель и другие механизмы. Проверка уровня масла проводится либо при помощи специального окошка на корпусе двигателя, либо классическим методом – щупом. Перед проверкой следует прогреть мотор и примерно на минуту установить транспорт строго перпендикулярно асфальту, чтобы исключить отклонения. Следует обратить внимание, что перелив масла столь же нежелателен для техники, как и недостаток.
Вторая техническая жидкость, требующая проверки – антифриз. В данном случае выполняется она, наоборот, на холодном двигателе. Фактический уровень должен находиться между минимальной и максимальной отметками, в таком случае состав на 100% справится со своей задачей, сможет отвести от ДВС лишнюю тепловую энергию, защитить все элементы от перегрева и температурных деформаций.
Нельзя забывать и о тормозной жидкости, для контроля уровня которой также предусмотрено специальное окошко. Не обязательно стремиться к максимуму, но реальный показатель совершенно точно не должен быть ниже минимума, только в этом случае удастся достичь необходимого для работы системы давления.

Что еще нужно осмотреть?

Также нельзя забывать о следующем:

  • Тормозные колодки. Недопустимо наличие следов износа и выраженных загрязнений, в таких случаях деталь просто не сможет обеспечить достаточного для быстрой остановки транспортного средства трения;
  • Цепь. Недопустимо сильное провисание цепи и ее чрезмерное натяжение. Оптимальная выраженность провисания для городских мотоциклов – от 0.5 до 1.5 сантиметров, для эндуро, жестких и туристических, допустимы несколько большие значения. При осмотре нужно обратить внимание не только на провисание, но и на коррозию. При появлении “рыжиков” нужна немедленная смазка;
  • Звезды. Здесь все просто: недопустимы деформации, признаки ржавчины, сточенные зубья.

Перед выездом нужно убедиться и в четкости работы основных органов управления, ручки газа, рычага сцепления. Быстрый возврат в исходное положение, соответствующее усилие при нажатии и повороте – все это необходимо для безопасной, комфортной, уверенной поездки.