Особенности управления легким мотоциклом

При классификации мотоциклов допустима ориентация на различные показатели, будь то кубатура, мощность двигателя, конструктивные особенности. К числу классификационных характеристик относится и вес, двухколесный транспорт, весящий менее 200 килограммов, относится к легкой группе. Кто-то может подумать, что легкий мотоцикл – это что-то вроде велосипеда с мотором или мотороллера, но это далеко не так. Преимуществ у этой техники немало, она с полным правом может считаться настоящим мотоциклом, отлично подходящим как для новичков, так и для опытных байкеров. В чем ее особенности? Как управлять ей?

Преимущества легких мотоциклов

Основные достоинства можно представить следующим образом:

  • Хорошее соотношение мощности мотора и удельного веса. Некоторые модели по этой характеристике вполне сопоставимы с чопперами, укомплектованными двигателями в 400, 600, а то и 800 кубов. Казалось бы, как 125-кубовому ДВС легкому байку тягаться с 800-кубовым чоппером? Очень просто! Причина – соотношение массы и мощности. С учетом того, что массивный мотоцикл весит гораздо больше, он вполне может оказаться куда менее динамичным и скоростным, несмотря на огромное преимущество в объеме ДВС;
  • Маневренность. Легкий мотоцикл позволяет байкеру уверенно чувствовать себя даже в плотном потоке, без труда выполнять перестроения и ускорения. В этом смысле его действительно можно сравнить с велосипедом, он столь же юркий, но куда как более быстрый;
  • Небольшой топливный расход. Взаимосвязь предельно проста: чем меньше масса, тем меньше энергии требуется вырабатывать мотору для ее перемещения. У некоторых моделей расход на сотню составляет 3-4 литра;
  • Простота подъема при падении. Хорошо, если таким преимуществом никогда не придется воспользоваться, но не сказать о нем нельзя. Поднять упавший чоппер или туристический эндуро непросто даже крепкому мужчине с хорошей физической подготовкой. Легкий байк – другое дело, при должной сноровке с задачей справится и хрупкая девушка. Можно взглянуть хотя бы на соревнования по хард-эндуро, где падения в грязь – обычное дело. Спортсмены без труда возвращают технику на колеса!

Управление: особенности и возможные сложности

Основной момент, который нужно учитывать при подборе оптимальной манеры управления – высокий центр тяжести. Тяжелые мотоциклы оснащаются моторами крупной кубатуры, расположенными в нижней части рамы, благодаря чему центр тяжести занижается, транспорт становится более устойчивым и послушным. Для легких байков подобное расположение мотора нехарактерно, равно как и его габариты, так что точка баланса смещается гораздо выше, к седлу. Результат – снижение устойчивости, поймать баланс оказывается довольно тяжело, а в повороте, при отсутствии должного опыта, можно случайно уронить байк. Конечно, для решения этой проблемы можно искусственно занизить центр тяжести, например, установить более массивные шины. Это несколько добавит устойчивости, но негативных последствий гораздо больше – увеличится топливный расход, возрастет нагрузка на подвеску, мотоцикл потеряет в динамике. Лучший способ – тренировки, адаптация к такой конструктивной особенности. В этом поможет следующее:

  • Тщательный подбор по росту. При посадке должна быть возможность поставить ноги, как минимум, на пальцы, в идеале – на полную стопу. Это существенно упростит сохранение равновесия на светофорах, во время кратковременных остановок, позволит страховать себя при маневрировании;
  • Отработка баланса. Новичкам можно использовать ту же схему, что и при обучении на велосипеде. Не обязательно запускать двигатель, можно найти площадку с небольшим уклоном, чтобы мотоцикл ехал сам по себе, сделать змейку, научиться плавно поворачивать, не теряя равновесия, понять, как работать рулем и телом, чтобы сохранять устойчивость;
  • Восьмерки, змейки и круговое движение. Эти упражнения можно выполнять уже со включенным двигателем. Проезд круга по часовой стрелке и против нее, объезд конусов – все это лучшие упражнения для отработки равновесия. Задача усложняется тем, что придется не просто ловить баланс, но и работать с органами управления, переключать передачи, вращать ручку газа. Все действия должны быть максимально скоординированными, движения корпуса – соответствовать перемещениям руля.

Чего не стоит делать на легком мотоцикле?

Некоторые действия, вполне уместные на тяжелых байках, не слишком подходят для легких аналогов. Новичкам от них лучше отказаться полностью, а байкерам со стажем – ограничить, чтобы не столкнуться с неприятностями:

  • Установка боковых кофров. И, в особенности, их забивка под завязку различными тяжелыми вещами. Как уже было сказано, центр тяжести очень высокий, а кофры еще сильнее усугубят проблему, в поворотах мотоцикл всегда будет тянуть вниз;
  • Поездки с пассажиром. Первая причина опасности – уже не раз упоминавшийся и без того завышенный центр тяжести. Второй момент – резкое увеличение нагрузки на двигатель и раму. Легкий байки – это больше транспорт для одиночек, если планируются регулярные поездки со “вторым номером”, лучше обзавестись чоппером, турером, туристическим эндуро, некоторые модели которых даже предусматривают отдельное пассажирское сиденье;
  • Поездки в сильный ветер. Опасность представляет как боковой, так и встречный поток. В первом случае легкий байк может попросту “сдуть” с трассы, во втором – мощности мотора не хватит для успешного преодоления сопротивления, скорость резко снизится, нагрузка на мотор – возрастет. Да, в городе это не слишком опасно, а вот вдали от населенных пунктов, на магистрали – очень, мотоцикл потеряет динамику, невозможно будет не просто совершать обгоны, но даже поддерживать общую скорость потока.

В целом, управление легкими мотоциклами не таит каких-то особых секретов, напоминает обращение с другими видами двухколесной техники. Главное – правильно подобрать модель под свой рост, понять особенности ее баланса, реакции на повороты руля и отклонения корпуса!