Советы начинающим мотоциклистам

Каждый находит свои причины для того, чтобы сесть на мотоцикл. Для кого-то двухколесный транспорт – это олицетворение свободы, кто-то любит его за возможность “пробивать” пробки, не стоять в компании автомобилистов, третьи ценят максимальную маневренность и скорость. В любом случае, на дорогу нужно выезжать с полной уверенностью в своих силах, будучи соответствующим образом подготовленным и экипированным. О чем нужно знать новичкам, чтобы сохранить здоровье, не оказаться в опасной ситуации и аварии? Что советуют профессионалы?

Проверки перед выездом

В первую очередь, нужно убедиться, что техника находится в исправном состоянии. Нужно осмотреть шины, убедиться, что износ протектора в пределах нормы, равно как и уровень масла. Следующая проверка – экипировка. Пока не собран нормальный комплект от проверенного бренда, на дорогу лучше не выезжать. Как минимум, потребуется хороший шлем, так как его отсутствие – это не просто повышенный риск получить травму, но и нарушение ПДД. Третья, не слишком очевидная, но важная проверка – прогноз погоды. Если ожидается дождь или похолодание, то, пожалуй, стоит оставить железного коня в гараже, сесть на автомобиль, автобус или такси. Поездка в таких условиях не просто не комфортная, но и опасная, сильно снижается уровень сцепления колес с асфальтом, новичок, не обладающий достаточным опытом вождения, может банально не удержать технику на дороге, уйти в занос.

Наработка навыков

Сразу после покупки первого мотоцикла не нужно стремиться как можно быстрее выехать на дорогу. Спешка приведет владельца в больницу, а дорогую технику – в сервис или на свалку. Нужно привыкнуть к двухколесному транспорту, понять особенности управления им, отработать основные маневры на оборудованной площадке или возле гаража, научиться точно и уверенно, без отрыва от других органов управления, переключать передачи, хорошо прочувствовать точку баланса, чтобы держать равновесии даже на малых скоростях и в крутых поворотах.

Конечно, определенные навыки должна дать автошкола, где получено удостоверение соответствующей категории, но лишняя практика никогда не помешает. Подобное правило действует и в отношении опытных байкеров, которые меняют модель мотоцикла и, в особенности, пересаживаются с одного класса на другой. Например, спортивный мотоцикл куда более остро отзывается на повороты ручки газа, нежели чоппер. В общем, сначала нужно почувствовать технику, подружиться с ней, а уже потом – встраиваться в транспортный поток.

Полезные советы

Опытные байкеры дают своим менее мастеровитым товарищам следующие рекомендации:

  1. Будьте заметными! К сожалению, далеко не все участники дорожного движения умеют смотреть по боковым зеркалам, так что появление быстрого мотоцикла в непосредственной близости порой становится для них сюрпризом. То, что для автомобилиста – сюрприз, для байкера – травма. Выход один – стремиться как к можно большей заметности на дороге. Яркая экипировка, громкий выхлоп (конечно, в пределах ПДД), использование световых сигналов – все это жизненно необходимо. Вдобавок, не нужно намеренно лезть в слепые зоны, это особенно касается грузовиков, зеркала которых не дают водителю полного представления об окружающей обстановке;
  2. Не лезьте в центр полосы! Такое перестроение приведет к соседству сразу с двумя транспортными потоками, что вдвое увеличивает риск аварии. Рациональнее держаться ближе к краю. Да, там может оказаться отбойник, но отбойник в тебя точно не перестроится, в отличие от автомобиля;
  3. Используйте оба тормоза! Передний тормоз считается более эффективным, в сравнении с задним, а потому многие новички усиленно жмут правую рукоятку, забывая о том, что и под левой ногой находится полезное средство остановки. Чрезмерное торможение передним колесом может привести к перевороту и падению, так что нужно учиться пользоваться обоими механизмами, искать оптимальный баланс, соотношение тормозного усилия. Дополнительный плюс такого умелого подхода – равномерный износ резины;
  4. Начинайте с малого! Литровый спортбайк для новичка – далеко не лучший вариант. Да, он привлекает мощностью, ревом мотора и невероятной максимальной скоростью, но до него нужно дорасти. Даже опытному байкеру непросто справиться с огромным табуном лошадей под сиденьем, что уж говорить о начинающих. Пару сезонов стоит покататься на технике объемом 250-400 кубов, вроде легенды Honda CB-400. Она проста в управлении, максимально отзывчива и понятна, при этом, обладает динамикой, вполне устраивающей новичка, вдобавок, стоит вполне умеренных денег. Постепенно придет не только опыт, необходимый для перехода к более мощным моделям, но и понимание, в какую именно сторону двигаться, обзавестись спортбайком, чоппером, туристическим эндуро;
  5. Не бойтесь упасть! Да, этот совет может показаться странным, но все же не стоит до последнего бороться за живучесть мотоцикла, газовать и маневрировать, пытаясь удержать равновесие. Опытные говорят, чтоб байкеры делятся только на две категории, на тех, кто уже упал и тех, кому это только предстоит. Контролируемое падение порой сопряжено с гораздо меньшими негативными последствиями, нежели попытки сохранить баланс. Лучше плавно и мягко положить мотоцикл на бок (в особенности, если он укомплектован боковыми слайдерами и дугами безопасности, которые примут основную нагрузку, защитят раму и мотор), скользить по асфальту на защитных элементах экипировки (которые, кстати, именно для этого и созданы), нежели фронтально влететь в препятствие.

Основной же совет сводится к тому, что уверенность не должна перерастать в самоуверенность. Этим грешат новички, которые успешно завершили первый сезон и готовятся ко второму. Казалось бы, все повадки техники уже изучены, маневры освоены, но тут-то и возникает опасность переоценки своих сил! Всегда, вне зависимости от числа сезонов позади, нужно сохранять предельную концентрацию и на 100% контролировать дорожную обстановку.