Габаритная восьмерка

Упражнение N 1 "Маневрирование в ограниченном пространстве, торможение и остановка при движении на различных скоростях, включая экстренную остановку"
(элемент упражнения) "Габаритная восьмерка"

Приказ МВД России от 20.10.2015 N 995 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений" (далее «Регламент»).

Зона выполняемого упражнения (обозначена белыми сплошными линиями и конусами) и направление движения мотоцикла (обозначена желтой линией).

Что должен выполнить кандидат в водители при сдаче экзамена в ГИБДД:

При выполнении задания кандидат в водители осуществляет движение по заданной траектории.

Время выполнения - не более 35 секунд.

Общий план движения по площадке при сдаче экзамена на категорию «А»

После выполнения элемента «Скоростное маневрирование», упражнения N 3 "Остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров", элемента упражнения «Габаритный коридор». По команде экзаменатора (убедившегося в правильной остановке мотоцикла) Вы выезжаете за линию «СТОП» упражнения "Габаритный коридор" и заезжаете (без остановки перед линией начала упражнения) в зону упражнения «Габаритная восьмерка» - выполняете упражнение. Если задание выполнено без ошибок выезжаете из зоны выполнения упражнения (не останавливаясь перед контрольной линией, обозначающей конец упражнения), и сразу приступаете к выполнению упражнения «Змейка» (не останавливаясь перед контрольной линией начала упражнения «Змейка»).

Основные ошибки, допускаемые при сдаче экзамена в ГИБДД на категорию «А»

Условие выполнения упражнения – это умение управлять мотоциклом на не больших скоростях (постоянный контроль тяги, работа задним тормозом, работа сцеплением). ВАЖНО: не перепутать траекторию движения – проезд между конусами в строгой последовательности, заданной условиями задания.

Условия выполнения:

Зона выполнения упражнения представляет прямоугольник, который можно условно разделить на два одинаковых квадрата (стороны квадрата 6 метров) с примыкающими сторонами. В середине каждого квадрата расположен конус (который требуется объехать). В середине квадратов (на линии примыкания) расположены также два конуса (расстояние между ними и от границы зоны упражнения до ближайшего конуса одинаково – 2 метра), проезд между двумя конусами только посередине (это ВАЖНЫЙ момент, эти два конуса объезжать не надо, только проезд между ними).

Въезд (выезд) для выполнения упражнения происходит без команды инспектора (задача инспектора контролировать правильность выполнения задания). После пересечения контрольной линии начало упражнения требуется проехать между двумя конусами, расположенными посередине упражнения таким образом, чтобы дальний конус оказался с правой стороны. Объехав дальний конус, снова проезжаете между двумя конусами и подъезжаете к дальнему конусу так, чтобы он оказался с левой стороны. Объезжаете конус и продолжаете движение по прямой (с правой стороны сплошная линия с конусами – двигаетесь параллельно линии), не останавливаясь перед контрольной линией окончания упражнения, выезжаете из зоны упражнения.

Что происходит на экзамене:

  1. Из-за волнения, вызванного стрессом (других объяснений нет), экзаменуемый проехав контрольную линию начала упражнения продолжает движение по прямой и начинает объезжать дальний конус с левой стороны. Приём экзамена заканчивается сразу. Экзаменатор ставит оценку «НЕ СДАЛ», на основании пункта «регламента» 113.6. «Отклонился от заданной траектории движения, предусмотренной условиями выполнения испытательного упражнения». Так происходит, как с этим бороться не знаем. Комментировать причину такой ошибки невозможно.
  2. Неправильно выбранный радиус поворота (отсутствие должного контроля пилота байка, как следствие увеличенный радиус поворота) приводит к наезду на линию (выезду за пределы) обозначающие зону выполняемого упражнения (белая сплошная линия с конусами по периметру). Наезд на линию разметки одним (двумя колёсами) оценивается экзаменатором как «НЕ СДАЛ». Пункт 113.3 «регламента» - выезд за пределы линий разметки (также наезд колесом) обозначающих границы ЗАПРЕЩЕН.
  3. Неправильно выбранный радиус поворота (отсутствие должного контроля пилота байка, как следствие уменьшенный радиус поворота) приводит (не всегда) к потере равновесия и вынужденной корректировке устойчивости с помощью касания ногой (ногами) асфальта. Редкие случаи из-за потери равновесия происходило падение байка. Оценка «НЕ СДАЛ» пункт «регламента» 113.12. При сдаче экзамена на право управления транспортными средствами категорий "M", "A" или подкатегории "A1" коснулся ногой (ногами) поверхности площадки 3 и более раз в случаях, когда касание не предусмотрено условиями выполнения упражнения, либо допустил опрокидывание транспортного средства (случаи еденичны). Учащиеся мотошколы сдают квалификационный экзамен в мотоэкипировке: шлем, черепаха (плечи, спина, локти, грудь), наколенники.
  4. Выехать за контрольную линию окончания упражнения и подъехать к началу упражнения «Змейка». Приступить к выполнению, не дожидаясь команды инспектора, (не останавливаясь перед контрольной линией начала упражнения).

Навык разворота на мотоцикле в ограниченном пространстве необходим для самостоятельного управления мотоцикла в любых условиях. Сначала обучаем объезжать конуса, на 3 – 4 уроке вождения приступаем к наработке навыков движения по кругу.

Упражнение напоминает задание из комплекса экзаменационных упражнений, принимаемых в ГИБДД до 01 сентября 2016 года (название «Габаритная восьмерка» сохранился, изменился акцент – требуется концентрация внимания).

Упражнение выполняется на отдельной площадке для получения начальных навыков, ближе к последним занятиям переходим на экзаменационную площадку. Сложнее выполнять упражнение из старой экзаменационной программы: зона кругового движения ограничена внутренним и наружным радиусом (сплошные линии с установленными по периметру конусами). Обучение построена по принципу от простого к сложному:

  1. Восьмерка вокруг двух конусов: правильный взгляд (смотреть за поворот). Движение на холостом ходу, акцент на построение правильной траектории.
  2. Восьмерка вокруг двух внутренних радиусов: правильный взгляд. Движение на ровном газу с работой заднего тормоза (контролируя тягу двигателя, только задним тормозом). Выезд из зоны упражнения под разным углом.
  3. Восьмерка, с установленными по периметру конусами внутреннего и наружного радиуса: Правильный взгляд. Контроль тяги двигателя, въезд под разным углом к началу упражнения, выезд из зоны выполнения упражнения под разным углом.

Упражнение не сложное для выполнения. Затруднения связаны в первую очередь с невнимательностью (случаи с движением по не правильной траектории не единичны). Реже происходит касание ногами асфальта из-за потери баланса мотоцикла (не контролируемая скорость прохождения поворотов, как следствие помощь ногами чтобы не опрокинуться).

Умение быстро и правильно разворачиваться на мотоцикле жизненно необходимый навык. В совокупности с полученными теоретическими знаниями и умением работать органами управления мотоцикла (газ, тормоз (передний, задний), сцепление) каждый ученик получает необходимый минимумом для самостоятельного продолжения обучения и улучшения полученных навыков вождения после окончания курсов мотошколы.

Ставится задача не только проехать упражнение без ошибок, а научить каждого, контролировать траекторию движения и сохранять при этом баланс мотоцикла (работа задним тормозом, движение в наклоне мотоцикла, свешивание). Да, для получения положительной оценки разрешено проехать экзаменационные упражнения на холостом ходу (исключение «Скоростное маневрирование»), но насколько безопасно с таким багажом навыков пилотирования выезжать на городские дороги и автомагистрали - решение принимает каждый самостоятельно. Кроме выбора правильной траектории движения не мене ВАЖНО умение корректировать направление движения при этом, не теряя драгоценных секунд, а для этого надо понимать и уметь правильно работать органами управления мотоцикла, рулем, распределять усилие на подножках мотоцикла. Байки для практических занятий предоставляются разных классов и кубатурой двигателя (включено в программу). Время для выполнения упражнения в соответствии с условиями задания достаточно (прием экзамена производится последовательно – имеет значение общее время проезда всех экзаменационных упражнений).

Упражнение «Габаритный коридор» сохранилось при приеме квалификационного экзамена (претерпела небольшие изменения, но суть осталась прежней – управление байка по круговой траектории в заданных габаритах). Условия выполнения задания подробно описаны в «регламенте», не требует дополнительных пояснений и комментариев. Для тех, кто профессионально занимается обучением управления байка включение упражнения в комплекс для аттестации в ГИБДД не вызывает дискуссий. Вопрос заключается в акцентах при обучении: одни учат сдавать экзамен, другие учат ездить. Этот спор был, есть и будет.

© 2009-2020 Автошкола «Автофактор»
Изготовление сайта – НБС-Медиа