Установка дуг безопасности на мотоцикл: законно ли это

Дуги безопасности – важный элемент конструкции мотоцикла, способный предотвратить серьёзные повреждения. Дуги поглощают энергию удара и защищают весь механизм. Но, несмотря на полезность этого элемента, ГИБДД имеет полное право оштрафовать водителя за наличие на мотоцикле дуг. Как избежать штрафов за дуги, расскажет эта статья.

С чего всё началось

Ещё пять лет назад на дуги безопасности не обращали никакого внимания. Но в 2017 году произошёл инцидент, после которого мотоциклисты с дугами на их транспорте заволновались.

11.09.2017 некая Шевченко Олеся Владимировна была остановлена сотрудником ГАИ, который, после осмотра её байка, обнаружил там дуги и выписал штраф на 500 рублей. Официальная формулировка звучала так: «Двигалась на транспортном средстве с техническими условиями, при которых его эксплуатация запрещена. В конструкцию ТС внесены изменения: установлены дуги без внесения отметки в СТС (свидетельство о регистрации ТС). Нарушила требования п. 2.3.1 ПДД РФ».

Дуги безопасности не были зарегистрированы, за что Олесю и оштрафовали. После этого Олеся направила запрос в фирму «Крэзи Айрон», где приобретала дуги. Ей ответил генеральный директор компании: «Обоснованность привлечения к административной ответственности п. 2.3.1 ПДД РФ вызывает сомнения, поскольку защитные дуги не входят в перечень условий, при которых запрещается эксплуатация ТС».

Затем Олеся сделала два запроса в ГИБДД. Жалоба осталась неудовлетворённой, а Олесе предложили обратиться в суд. После этого Олеся написала в НАМИ и спросила, считается ли установка защитных дуг изменением конструкции. Ответ звучал так:

Установка дуг безопасности на мотоцикл, конструкцией которого не предусмотрены дуги безопасности, является внесением изменений в конструкцию. Дуги безопасности являются объектом обязательной сертификации. Таким образом, данные компоненты должны быть сертифицированы вне зависимости от того, предусмотрены дуги производителем мотоцикла или не предусмотрены. Также, они должны быть сертифицированы вне зависимости, изготовлены дуги производителем мотоцикла или сторонним производителем.

В конце концов в дело вмешались и другие мотоциклисты, и появилась коллективная жалоба, подписанная 161 человеком. Дело перешло в суд, который решил, что штраф за несертифицированные дуги на мотоцикле законен. В течение лета 2018 года многие мотоциклисты были оштрафованы. Сейчас ГАИ реже останавливает мотоциклы из-за дуг, но случаи штрафов встречаются.

Что такое дуги безопасности

Защитные дуги – это металлические трубы, которые устанавливаются на мотоцикл для дополнительной защиты. После падения мотоцикл начинает скользить, и подножки, ручки, выхлопная труба и пластиковые элементы повреждаются. Дуги же берут на себя всю силу удара, так что, если дуги подобрали правильно, рама, каркас и другие части мотоцикла не ломаются. Также дуги безопасности защищают ноги водителя.

Дуги стоят от 6 до 22 тысяч рублей. Купить их можно в любом магазине запчастей для мотоциклов. Установка дуг требует умения: необходимо просверлить отверстие в пластике, однако любая неточность может испортить внешний вид мотоцикла. К тому же, из-за того, что мотоцикл обшит пластиком, установка дуг становится труднее. Поэтому рекомендуется не заниматься самостоятельным тюнингом байка, а обратиться в салон.

На основании какого закона выписываются штрафы

При остановке мотоцикла ГАИ ссылается на ст. 12.5.1 КоАП РФ «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена». Среди условий этого закона нет упоминаний защитных дуг.

Однако КоАП ссылается на «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств». Пункт 7.18 гласит, что эксплуатация ТС запрещена, если: «В конструкцию ТС внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ или иных органов, определяемых Правительством РФ».

Именно на этом моменте начинаются проблемы: непонятно, как определить, что считается изменением конструкции, а что не считается.

Что считается изменением конструкции транспортного средства

Технический регламент Таможенного союза даёт расшифровку понятия «внесение изменений в конструкцию ТС». Звучит оно так:

Внесение изменений в конструкцию транспортного средства – исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения.

Но это определение тоже неясно, так как непонятно, что влияет на безопасность дорожного движения, а что – нет. Безопасность ТС расшифровывается следующим образом:

Состояние, характеризуемое совокупностью параметров конструкции и технического состояния транспортного средства, обеспечивающих недопустимость или минимизацию риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде.

Приложение №9 технического регламента содержит список некоторых изменений конструкции автомобиля, которые требуют сертификации. В него входят замена типа кузова, установка и демонтаж ГБО, установка дополнительных топливных баков, замена диодных ламп.

А пункт 7.16 Перечня неисправностей сообщает, что эксплуатировать ТС запрещено, если «На мотоциклах нет предусмотренных конструкцией дуг безопасности».

Таким образом можно сделать следующий вывод. Если какой-то элемент конструкции мотоцикла был предусмотрен производителем, и водитель только заменил его, то такое изменение не требует согласования с ГИБДД. Если же водитель добавил в конструкцию мотоцикла новые части или, наоборот, демонтировал старые, то такое изменение необходимо согласовать.

Итого должно произойти три вещи, чтобы ваше изменение признали изменением конструкции:

  1. Само изменение (установка или демонтаж).
  2. Влияние на безопасность дорожного движения.
  3. Изменение должно быть сделано после выпуска ТС в обращение (если изменение произошло до выпуска, оно не считается изменением).

Как согласовать изменения с ГИБДД

Предварительная экспертиза

Предварительная экспертиза проводится в аккредитованной испытательной лаборатории. Список таких лабораторий размещён на сайте Евразийской комиссии Таможенного союза. Услуга платная.

Чтобы получить экспертизу, водителю потребуются паспорт и документы на мотоцикл. После экспертизы он получит заключение с информацией о планируемых изменениях и последствиях этих изменений, а также вывод о безопасности тюнинга.

Получение разрешения ГИБДД на внесение изменений

На этом этапе потребуется заключение из испытательной лаборатории. ГИБДД не осматривает само транспортное средство, а только даёт или не даёт разрешение на планируемые изменения. Отказать в разрешении могут в следующих случаях:

  • Заключение лаборатории противоречит требованиям безопасности дорожного движения;
  • На мотоцикл наложен запрет на регистрационные действия;
  • Предоставлены не все документы (заявление, паспорт, заключение экспертизы).

Внесение изменений в конструкцию

Произвести тюнинг мотоцикла можно как самостоятельно, так и в специализированной мастерской – разницы нет.

Проверка тюнинга

Проверка изменений тоже проводится в аккредитованной испытательной лаборатории. Причём обращаться лучше в ту лабораторию, которая уже выдала вам заключение на первом этапе.

Лаборатория проверит законность внесённых изменений и их соответствие стандартам безопасности. Если нарушений не будет, водитель получит протокол проверки.

Прохождение техосмотра

Процедура проводится так же, как и при обычном осмотре. Необходимо обратиться в любой пункт ТО и провести стандартную процедуру техосмотра.

Проверка в ГАИ

На этом этапе будет проверяться мотоцикл для сравнения фактических изменений и изменений, заявленных в документах. После осмотра сотрудники ГИБДД проверят документы и выдадут водителю свидетельство. В выдаче свидетельства могут отказать, если изменения не соответствуют документам, предоставлены не все документы или транспортное средство находится в розыске.

Пример свидетельства

Регистрация в ГИБДД

В течение 10 дней водитель должен обратиться в ГИБДД для внесения изменений в ПТС и свидетельство о регистрации.

Вывод

Таким образом, защитные дуги – это тот элемент мотоцикла, который требует официального разрешения. Однако, если дополнительное оборудование установили на мотоцикл до постановки на учёт и выдачи номеров, ГАИ не имеет право выписывать за него штраф. Если же дополнительное оборудование появилось позже, тогда – штраф, демонтаж и повторное прохождение осмотра в ГАИ.

© 2009-2020 Автошкола «Автофактор»
Изготовление сайта – НБС-Медиа