Некоторые мотолюбители наивно полагают, что защитную одежду придумали для новичков и трусов. Они нехотя надевают шлемы, оставляя остальное тело без брони, и отправляются гонять по улицам города, чувствуя себя крутыми. Такая неосмотрительность приводит к страшным авариям, а крутые мотоциклисты становятся инвалидами. На уроках по вождению мотоцикла учащимся мотошколы «Автофактор» выдается мото черепаха (грудь, спина, плечи, локти), шлем, наколенники.
Дело в том, что защитная одежда создаётся именно для защиты. Она отличается от повседневной одежды тем, что оснащена дополнительными вставками и заплатками, призванными уберечь гонщика от царапин, ушибов, переломов или непредвиденных погодных изменений.
Экипировка мотоциклиста выполняет сразу 3 функции:
Мотоциклетные штаны – это часть экипировки, которая не пользуется популярностью байкеров. Считается, что хорошо сшитые джинсы дают такой же результат, как и специальные мотоштаны. Но думать так – заблуждение. Частые движения ног, постоянный контакт с сиденьем мотоцикла и жар, исходящий от двигателя, вызывают мгновенный износ повседневных штанов, так что менять их приходится десятки раз за сезон. Мотоштаны уверенно переносят тепло байка, подвижный образ жизни его владельца или погодные условия, и обладают значительными преимуществами перед повседневной одеждой. Но выбрать подходящие защитные штаны гораздо труднее.
Мотоштаны изготавливаются либо из кожи, либо из ткани.
Кожаные изделия используются для агрессивной езды вне трассы и для спортивных заездов. Кожаные мотоштаны подойдут и для езды в пределах города, когда существует вероятность столкновений на высокой скорости. Несмотря на ряд недостатков, кожа пользуется популярностью благодаря уровню защиты, который она обеспечивает в процессе езды.
Традиционно кожаные штаны делаются из коровьей, свиной или козьей кожи. В редких случаях в магазине встречаются брюки из кожи кенгуру, которая отличается большей степенью прочности и большей ценой.
Современные производители оснащают кожаные штаны противоударными вставками в районе колен, бёдер и таза. Для создания используется поглощающий энергию удара пластик.
Дополнительные перфорированные части мотобрюк частично облегчают летние поездки, делая материал дышащим, но дискомфорт от жары всё же остаётся.
Чапсы – это кожаный ремень, к которому крепятся две расстёгивающиеся штанины. Чапсы надеваются поверх брюк, джинсов или других незащитных штанов.
Уровень безопасности чапсов такой же, как и у других кожаных мотоштанов. Единственный нюанс заключается в том, что паховая и тазобедренная области остаются без прикрытия и требуют дополнительных защитных приспособлений.
Моточапсы экономят время: для того, чтобы застегнуть застёжки по бокам штанин, требуется 20-30 секунд. К тому же, благодаря простоте устройства, чапсы легко отрегулировать и подогнать под любой размер.
Стирать кожаные элементы мотоэкипировки не рекомендуется: через 10-15 стирок кожа начинает грубеть, трескаться и линять, но без стирки любая одежда приходит в негодность. Стирать кожаные мотоштаны советуют не чаще, чем 1-3 раза за сезон. Чтобы постирать такие штаны, используйте руки и специальное мыло для кожи – машинная стирка и стиральный порошок мгновенно портят внешний вид изделия. Проводите стирку только в холодной воде.
Безопасная альтернатива стирки – пенный очиститель. Он продаётся в каждом обувном магазине, стоимость 1 баллончика составляет 200-300 руб. Чтобы удалить грязь с поверхности штанов, достаточно нанести пену на загрязнённый участок, подождать 2-3 минуты, а затем мягкими движениями стереть пену чистой хлопчатобумажной тканью. Повторите эту процедуру несколько раз, пока кожа не очистится полностью.
Сушите кожаные мотоштаны только в естественной среде: солнечные лучи и искусственные обогреватели вредят материалу. Хранить штаны лучше в текстильном чехле в чистом и сухом виде.
Тканевые мотоштаны считаются более удобными в плане ношения, однако их уровень защиты сильно уступает кожаным изделиям. На трассе при падениях на невысоких скоростях текстильные брюки защитят водителя и уберегут его от серьёзных травм. Но для трековой езды, эндуро или спортивных заездов такие штаны не подойдут.
В качестве материала для тканевых штанов допускается использование:
Стирать текстильные мотоштаны необходимо по мере загрязнения. На каждом изделии производитель указывает условия, в которых стирается конкретная модель. Если на штанах нет таких рекомендаций, используйте деликатную машинную или ручную стирку.
Чтобы постирать тканевые брюки, извлеките все защитные вставки и прокладки. Они стираются отдельно или не стираются вовсе. Так же, как и в случае с кожаными изделиями, текстиль не терпит искусственных способов сушки и солнечных лучей, поэтому сушить мотоштаны из ткани можно исключительно в естественных условиях. Не используйте фен или утюг для ускоренной сушки.
Джинсы для мотоциклов по внешнему виду ничем не отличаются от повседневных джинсов, что позволяет байкерам не переодеваться до и после заездов. Мотоджинсы изготавливаются из нейлона, на уязвимые места, например колени и ягодицы, добавляются защитные подкладки из пластика, резины или прочной синтетики.
По уровню защиты мотоджинсы уступают другим текстильным изделиям, но зато они не выделяются из масс обычных джинсов. Мотоджинсы станут предпочтительным вариантом для любителей ездить на работу или в офис на мотоцикле.
Главное отличие штанов для эндуро – наличие резиновых вставок на коленях и бёдрах, обеспечивающих дополнительную защиту. На внутреннюю часть голени пришиваются замшевые накладки, выполняющие ту же функцию.
Мотоштаны для эндуро выделяются яркой окраской и обилием фасонов и дизайнов.
Сетчатые мотоштаны – это облегченный вариант защитной экипировки. Некоторые участки изготовлены не из прочной синтетической ткани, а из сетки. Во время жаркой погоды такие штаны становятся спасением, так как обеспечивают постоянную вентиляцию, но от холода и снега они не защитят.
Также сетчатый материал имеет меньший уровень защиты, чем текстиль, поэтому для поездок на высоких скоростях или по бездорожью стоит подобрать другую модель.
Единственная функция таких штанов – защитить ездока от сырости. Во время дождя штаны промокают в первую очередь, так как вода со шлема и куртки стекает вниз. Хватает 5-7 минут, чтобы мотоштаны оказались насквозь мокрыми.
Дождевые штаны делаются из влагоотталкивающих материалов. Надеваются поверх основной экипировки, в качестве самостоятельного элемента защиты не используются.
Несмотря на то, что мотоштаны – это тоже штаны, таблица размеров может отличаться от привычной вам. Чтобы сделать правильный выбор и не ошибиться с размером, прочтите рекомендации по подбору мотоциклетных штанов.
Как определить размер мотоштанов:
Чтобы понять, подходят ли вам выбранные штаны, проведите следующие тесты:
После проведения тестов тщательно осмотрите штаны на наличие поломок или потёртостей. Поломанная экипировка не защищает водителя должным образом, что может привести к печальным последствиям.
В отличие от мотошлемов, для которых созданы десятки способов сертификации, для мотоштанов такие стандарты безопасности не применяются. По этой причине найти по-настоящему защищающие мотоштаны – трудная задача.
Основной стандарт, которому должна соответствовать любая защитная продукция – СЕ.
CE расшифровывается, как Conformité Européenne, то есть европейское соответствие. Каждый защитный элемент мотоэкипировки обязан иметь такой значок, который означает, что товар прошёл базовые тесты на защищённость и был официально допущен к продаже. Использовать модели без маркировки СЕ опасно.
Второй, но не менее важный способ сертификации мотоштанов – EN 13595.
EN 13595 создавался на основе Кембриджских стандартов и тестов SATRA. Изначально эта сертификация считалась обязательной только для профессиональной спортивной мотоэкипировки, но постепенно все производители защитной одежды начали разрабатывать товары в соответствии со стандартами EN. Сейчас эта сертификация используется как для профессиональной, так и для непрофессиональной защитной одежды. Рекомендуется покупать только мотоштаны, протестированные в соответствии с EN 13595, так как эти стандарты гарантируют высокий уровень защиты и качество используемых материалов.
При выборе мотоштанов обратите внимание, что ни один производитель экипировки для мотоциклистов не продаёт только штаны. В ассортимент, предлагаемый каждым продавцом, также входят куртки, комбинезоны, перчатки, мотоботы, очки и иногда шлемы. На рынке покупателю предлагаются товары десятков производителей, каждый из которых имеет как достоинства, так и недостатки. По этой причине говорить о лучших брендах мотоштанов затруднительно: перечень меняется каждые 3-4 месяца.
Ниже представлен список из 5 брендов, которые пришлись по душе покупателям в этом году. Список состоит не из лучших производителей, а из наиболее популярных, поэтому не воспринимайте его, как строгую рекомендацию.
Мотоштаны необходимы, если во время мотоциклетных гонок вы хотите чувствовать себя в безопасности. Штаны смягчат удар и предотвратят ушибы, ссадины и даже переломы. Чем плотнее модель сидит на теле, тем больше вероятность, что водитель не пострадает в результате ДТП. Сотни аварий случаются каждый день, и лучше быть готовым к любым неожиданностям.
Как видно из статьи, купить правильные мотоштаны несложно. Достаточно заранее выбрать подходящий вид штанов, провести достоверные замеры, попробовать надеть и снять штаны и не полениться проверить покупку на наличие недостатков. В случае неуверенности, обратитесь к продавцу в магазине экипировки, который поможет подобрать нужную модель и подходящий размер. Оплачивайте покупку, только когда вы будете полностью уверены в сделанном выборе. При внимательном подходе к выбору мотоциклетных штанов, результат оправдает себя.