Меню

Опасные дорожные ситуации

Быстрая езда на мотоцикле приносит огромное удовольствие, но это не повод терять бдительность. С одной стороны, свобода и скорость, с другой – смертельная опасность каждую секунду. Согласно статистике, мотоциклисты гибнут на дорогах в 30 раз чаще, чем водители автомобилей. Это неудивительно: в то время, как водителей защищает несколько слоёв железа и подушка безопасности, мотоциклисты могут полагаться только на свою экипировку. Однако в серьёзном ДТП не помогает даже полная экипировка: мотоциклист вылетает из седла и оказывается на дороге абсолютно беззащитным. Эта статья расскажет вам, как повысить вашу безопасность и избежать аварий. Рекомендуем посетить лекции по «Мотобезопасности» - безопасности не бывает мало. Лекции включены в теоретический курс обучения в мотошколе во все программы.

Слепые зоны на дорогах

«Видеть и быть увиденным» – такова главная заповедь бдительного мотоциклиста. Чем раньше вы увидите опасность, тем быстрее среагируйте, и шанс избежать столкновения будет выше. Если же опасность незаметна, то время на принятие решения будет меньше, а значит вероятность ДТП повысится.

Выезд со двора

Проблема:

Выезд машин со двора – одна из самых опасных ситуаций на дороге. С главной дороги эти повороты и так просматриваются плохо, а они могут быть ещё загорожены припаркованными рядом машинами или заслонены деревьями. На большой скорости увидеть выезжающую машину и затормозить практически нереально. Мотоциклист врезается в бампер автомобиля, переворачивается и вылетает из седла. Уцелеть после такой аварии очень трудно.

Решение:

Невозможно предугадать, выедет ли машина из ближайшего двора или нет. Поэтому лучший способ уберечься – быть всегда начеку. Приближающийся поворот – это повод сбросить скорость и положить руку на рычаг тормоза: так в случае появления машины вам понадобиться меньше времени, чтобы затормозить. Не забывайте, что ехать лучше по той части полосы, откуда видны все повороты во двор.

Слепая зона за другим автомобилем

Проблема:

Маленькие габариты байка могут стать большой проблемой на дороге. Заметить мотоциклиста за автобусом, грузовиком, фургоном или просто внедорожником бывает очень трудно. При повороте со встречной полосы налево водитель автомобиля может проявить невнимательность, решив, что за автобусом никого нет. Он повернёт и на большой скорости влетит в ваш мотоцикл. Виновным признают его, однако вам, возможно, уже будет всё равно.

Решение:

Избегайте крупных транспортных средств. Если одно из них оказалось перед вами на дороге, ни в коем случае не приближайтесь к нему вплотную. Лучше держитесь на безопасном расстоянии, а при первой возможности перестройтесь в другую полосу. Это снизит вашу скорость, но позволит другим водителям видеть вас.

Невидимый автомобиль

Проблема:

Если мотоциклист едет справа от крупногабаритного транспорта – автобуса или грузовика – он совершенно не видит, что происходит на левой части дороги. Поэтому, когда какой-то автомобиль на перекрёстке слева решит повернуть налево и встроиться перед мотоциклистом, ни один из них не будет готов к встрече. Из-за грузовика или автобуса, закрывающего обзор, у мотоциклиста не будет времени на торможение, и авария станет неизбежной.

Решение:

Всегда помните о тех, кто собирается повернуть налево. Они представляют самую большую опасность на дорогах. Чтобы видеть их вовремя, никогда не прижимайтесь вплотную к другим автомобилям. Если же ваш обзор загораживает какое-то большое транспортное средство, постарайтесь обогнать его или остаться позади. Если же сделать это невозможно, максимально снизьте скорость и будьте готовы затормозить, в случае опасности.

Неправильное предсказание чужих действий

Стадное чувство или проблемы от второй машины

Проблема:

Часто бывает, что вслед за первой машиной, повернувшей на перекрёстке, стоящие за ней автомобили тоже решают повернуть. Представьте себе, что вы ждёте очередь проехать на перекрёстке. Слева резко выезжает автомобиль, и вы притормаживаете, чтобы пропустить его. Наконец автомобиль проезжает, и вы нажимаете педаль газа, отправляя ваш мотоцикл вперёд. Но внезапно стоящие за проехавшим автомобилем машины тоже начинают поворачивать и выскакивают на дорогу. Вы не успеваете затормозить и врезаетесь в один из них.

Решение:

Причин, по которым те водители тоже решили повернуть, может быть несколько. Возможно, сработало стадное чувство, и автомобилисты просто решили повторить вслед за первым. А возможно, они неправильно оценили вашу скорость и легкомысленно понадеялись на случай. В любом случае вы должны ожидать подобных ситуаций: будьте готовы, что вслед за одной машиной повернут и другие. Положите руку на рычаг тормоза и приготовьтесь к экстренному торможению.

Неправильная оценка поведения водителя

Проблема:

Мотоциклист едет по дороге, но внезапно водитель с противоположной полосы начинает поворачивать налево. Ситуация опасная, но автомобиль должен успеть повернуть до того, как мотоциклист приблизится. Но водитель замечает несущийся на него байк и в панике резко жмёт на педаль тормоза. Происходит столкновение.

Решение:

Хочется верить, что в критической ситуации каждый водитель умеет мыслить хладнокровно, однако это не так. Поэтому не стоит пытаться проскочить между машинами – лучше сразу готовьтесь к экстренному торможению. Будьте наготове, держите руку на тормозе, и в случае опасности у вас будет больше шансов избежать ДТП.

Враги справа

Проблема:

По дороге едет автомобиль, а чуть подальше за ним – мотоцикл, который безуспешно пытается обогнать впереди идущий транспорт. Наконец, мотоциклисту выпадает удачный шанс и он, включив огни, нажимает на газ, чтобы обойти машину слева. Но он находится в мёртвой зоне водителя, а может быть водитель слишком рассеян и невнимателен. Неважно, почему, но автомобиль резко поворачивает налево. Байк не успевает затормозить и врезается в бампер – ДТП.

Решение:

Чтобы избежать подобных ситуаций, всегда осматривайте дорогу на наличие съездов, поворотов, ворот или дворов. Каждая возможность повернуть рассматривается, как потенциальная опасность. Мало ли, что придёт в голову непутёвому водителю. Поэтому, каждый раз, когда вы видите поворот, готовьтесь к экстренному торможению. Можно принажать на рычаг переднего тормоза – это сократит тормозной путь в случае опасности. И конечно же, не стоит ехать вплотную к автомобилю в надежде, что водитель вас заметит.

Вы думали вас пропускают

Проблема:

Нерегулируемый перекрёсток. Водитель и мотоциклист встретились глазами, и мотоциклист убедился, что его заметили. Он нажимает на педаль газа, чтобы проехать вперёд, однако в этот же момент водитель автомобиля делает то же самое и врезается в бок байка. Конечно же, в такой ситуации мотоциклист получит серьёзные повреждения, хотя он был уверен, что его видят и пропускают.

Решение:

Дело в том, что многие автомобилисты считают, будто мотоциклы всегда обязаны их пропускать. Но проблема может быть не только в этом: вполне возможно, что водитель принял движение вашего шлема за приглашение проехать или движение вашей ноги за намерение притормозить. Всегда будьте готовы к неожиданным действиям других водителей. Смотрите на их поведение, пытайтесь предугадать их действия, но всё равно держите руку на тормозе для экстренного торможения.

Неверное истолкование сигналов фар

Проблема:

Если несколько поворотов в одну сторону расположены на дороге друг за другом, то заранее включённые поворотники могут сбить водителей с толку. Они могут решить, что вы хотите свернуть на заправку, к магазину или во двор, из-за чего возникнет аварийная ситуация. Однако и поздно зажжённые фары создают проблемы на дорогах, так как другие автомобилисты могут не понять, собираетесь ли вы поворачивать или проезжать прямо.

Решение:

Прежде, чем включить поворотники, осмотрите дорогу и убедитесь, что другие водители поймут вас правильно. Сбросьте скорость и, на всякий случай, положите руку на рычаг переднего тормоза. Если есть вероятность недопонимания, повремените с включением фар или вовсе остановитесь и взмахом руки пропустите другие машины. Конечно, это займёт больше времени, но так у вас будет больше шансов выжить в городе.

Ловушки на дорогах

Когда вы на мотоцикле, опасность представляют не только неумелые водители, но и сами дороги. Из-за того, что у мотоцикла только 2 колеса, и каждое из них очень чувствительно, любая яма или кочка может оказаться фатальной. Поэтому важно следить не только за машинами и другим транспортом, но и за состоянием дорог.

Скользкая краска

Проблема:

Часто стрелки на дорогах, указывающие направление движения, делаются из специального износостойкого материала с добавлением пластмассы. Они совершенно безопасны в обычное время, но, как только на них попадает хоть немного воды или бензина, они становятся очень скользкими. Машинам такие стрелки не страшны, но вот для мотоциклистов они представляют серьёзную угрозу, особенно на дорогах с уклоном вниз.

Решение:

Предупреждён – значит вооружён. Лучший способ избежать аварии – объезжать подобные стрелки. Обычно они занимают не всю ширину дороги, так что есть возможность не задеть колёсами опасный материал. Если же объехать его не удаётся, готовьтесь к экстренному торможению. Заезжая на стрелку, будьте готовы к тому, что ваш мотоцикл потеряет сцепление с дорогой и начнёт вилять. Положите руку на рычаг заранее, а в случае, если байк начнёт скользить, жмите на тормоз изо всех сил.

Неожиданные ямы

Проблема:

Хорошие дороги – это не то, чем может гордиться наша страна. Однако, если колесо машины попадёт в яму, худшее, что может случиться – это повреждение некоторых её частей и пробка на дороге. Если же в такую яму попадёт мотоцикл, то его переднее колесо провалится, мотоцикл перевернётся, и водитель вряд ли сумеет удержаться в седле. Обычно ямы на дорогах хорошо заметны, но если они прикрыты металлическим листом или если на улице нет достаточного освещения, они вполне могут стать неприятным сюрпризом.

Решение:

Старайтесь держаться на достаточном расстоянии от автомобиля впереди, чтобы видеть состояние дороги. Не утыкайтесь в бампер автомобиля, а перед тем, как нажать на газ, проверяйте дорогу на наличие каких-то неровностей. Также не забывайте смотреть на колёса других машин: если вы видите, что какое-то из них провалилось или подпрыгнуло, это повод проявить осторожность.

Песок после зимы

Проблема:

Зимой большую часть замёрзших дорог посыпают песком, чтобы они были менее скользкими. Но наступает весна, лёд тает, а песок остаётся на дорогах до тех пор, пока колёса проезжающих мимо автомобилей не разнесут его по городу. На этом песке легко может поскользнуться мотоцикл: колёса начнёт мотать из стороны в сторону, и удержать байк в вертикальном положении будет непросто.

Решение:

Чаще всего такой песок оказывается сдвинут ближе к бордюрам, однако он может встретиться и на середине дороги. Самый эффективный способ избежать проблем – объехать песок. Если же такой возможности нет, то сбросьте скорость, положите руку на тормоз и отклоните корпус назад. Ваша задача – провезти мотоцикл по песку как можно ровнее, не позволяя ему заваливаться на бок или вилять. Главное – не менять скорость, не делать резких рывков и не тормозить.

Мокрые дороги после дождя

Проблема:

Мало кто любит ездить на мотоцикле под дождём, когда капли на визоре мешают обзору, а мокрая одежда прилипает к телу. Поэтому большинство байкеров при первых признаках дождя прибавляют скорость, чтобы поскорее добраться до укрытия. Но это ошибка: на мокрой дороге сцепление становится хуже, мотоцикл начинает заносить на поворотах, а управление теряется. Из-за воды увеличивается тормозной путь, что может оказаться неожиданностью для начинающих мотоциклистов.

Решение:

Во время езды по мокрым дорогам будьте предельно внимательны. Старайтесь не превышать, для поворотов закладывайте большие круги, чтобы мотоцикл не наклонялся, не наезжайте на стрелки и разметку. Поскольку тормозной путь становится больше, не забывайте держать дистанцию, а подъезжая к перекрёсткам и светофорам немного придавливайте передний тормоз. В случае аварийного торможения пользуйтесь задним и передним тормозом в одинаковой степени – один ручной тормоз может не справиться.

Дорожные работы

Проблема:

Участок дороги, на котором ведутся какие-то работы, следует проезжать с повышенным вниманием. Там мотоцикл может ожидать много неожиданностей: скользкие люки и металлические листы, на которых байк теряет сцепление с дорогой, ямы и кочки, рассыпанный песок или другие неприятные материалы. Неопытный водитель может легко растеряться и попасть в аварию.

Решение:

Если есть такая возможность – выберите путь, не проходящий через дорожные работы. Если же других вариантов нет, то сбросьте скорость до минимума, а в случае экстренного торможения пользуйтесь преимущественно передним тормозом – он сделает ваш тормозной путь короче.

Опасности на светофорах

Опасность светофоров заключается в том, что на них приходится тормозить, а затем снова разгоняться. Причём оба этих действия иногда необходимо выполнять очень быстро и точно. Особенно это касается перекрёстков, где малейшая ошибка может привести к серьёзному ДТП. Поэтому так важно не только знать все нюансы движения транспорта на перекрёстках, но и уметь быстро оценивать ситуацию и принимать верное решение.

Удар в спину

Проблема:

Мотоциклист едет на большой скорости по свободной дороге и впереди видит перекрёсток. Он собирается проехать, но внезапно на светофоре загорается жёлтый свет, так что водитель бьёт по тормозам. И в ту же секунду он получает удар сзади от не успевшего остановиться автомобиля. Дело в том, что из-за резкого торможения мотоциклиста, следующий за ним водитель не подготовился и не смог затормозить вовремя.

Решение:

К сожалению, мотоциклисты славятся, как «лихачи», любящие нарушать ПДД, так что опрометчивый водитель может ожидать, что вы попытаетесь проскочить на жёлтый. При приближении светофоров и перекрёстков всегда немного сбрасывайте скорость заранее, чтобы едущие за вами водители видели стоп-огни и начинали готовиться к торможению.

Внезапный красный

Проблема:

На улицах до сих пор существуют перекрёстки, на которых светофоры работают вразнобой. Зелёной волны нет, так что цвета меняются совершенно непредсказуемо. В таких условиях очень просто не успеть пересечь линию до того, как зажжётся красный, и застрять на середине дороги с оживлённым движением. Такая ситуация очень опасна, так как любой автомобиль может сбить байк, замерший посреди улицы.

Решение:

Чтобы предугадать переключение огней светофора, всегда смотрите на светофоры для пешеходов. Обычно они гаснут на несколько секунд раньше, чем загорается зелёный для машин. Это делается для того, чтобы все люди успели уйти с дороги. Глядя на изменение цветов на пешеходных светофорах, можно предугадать появление красного на светофорах для машин, и, благодаря этому, избежать аварийных ситуаций.

Зоны повышенного риска

К сожалению, в каждом городе есть места, на которых соблюдение ПДД регулируется нестрого, из-за чего нарушения совершает практически каждый второй водитель. В таких местах требуется повышенная концентрация, и полагаться следует не на опыт вождения, а на умение здраво оценить дорожную ситуацию целиком и предугадать возможные действия других водителей.

Парковка

Проблема:

Парковки практически не регулируются: камеры там весят очень редко, так что наказать нарушителей невозможно. Поэтому многие водители закрывают глаза на правила и начинают ездить так, как удобно им, из-за чего мотоциклист может попасть в неприятное положение, оказавшись зажатым между несколькими автомобилями.

Решение:

Единственный способ уберечься от аварий в нерегулируемых местах – это быть предельно сосредоточенным. Сбросьте скорость до минимума, а руку постоянно держите на рычаге переднего тормоза. Будьте готовы к аварийному торможению.

Круговой перекрёсток

Проблема:

Основные нарушения на круговых перекрёстках случаются на въездах и выездах, когда водители спешат перестроиться и забывают про ПДД, повергая чужие жизни опасности. Для мотоциклистов, заехавших на круговой перекрёсток, есть и другой повод для беспокойства – повороты. Начинающему байкеру достаточно чуть-чуть напутать с углом наклона мотоцикла, чтобы тот не вписался в поворот и слетел с дороги.

Решение:

Будьте предельно внимательно и притормаживайте возле каждого съезда. Для выезда с кругового перекрёстка перестраивайтесь заранее, а если не успеваете – лучше проехать ещё один круг. Не разгоняйтесь. Центробежная сила обязательно попытается уронить ваш мотоцикл, а это может привести к серьёзным последствиям.

10 советов для мотоциклистов: как проезжать перекрёстки

  1. Держите руку на тормозе. Рука, лежащая на рычаге тормоза, позволит вам сохранить холодную голову в экстренной ситуации и сократит тормозной путь в несколько раз.
  2. Держите руку на клаксоне. Основная задача байкера – сделаться заметным. Жмите на клаксон, как только у вас появляется подозрение, что вас не заметили. Сигнальте, чтобы привлечь внимание легкомысленных водителей и пешеходов – так у вас будет больше шансов избежать ДТП.
  3. Учитесь предсказывать поведение. Умение предугадывать события приходит с опытом. Поэтому выезжая на любую дорогу, сразу же начинайте наблюдать. Научитесь подмечать малейшие нарушения и ошибки – однажды это спасёт вам жизнь.
  4. Анализируйте всю дорожную картину целиком. Не забывайте ни про один аспект дорог: помните про въезды во двор и слепые зоны, про ухабы и ямы на асфальте, про поворачивающих налево, про пьяных и неопытных водителей. Только оставаясь предельно собранным, вы выживите в городе.
  5. При буксировке не тормозите резко. Лучше попытайтесь сделать движение вашего мотоцикла равномерным, чтобы он не дёргался, выровняйте его положение и стабилизируйте газ.
  6. Езжайте за левыми колесами машин, а не посередине. Чаще всего водители стараются объезжать все дорожные препятствия. Поэтому, следуя за колёсами (левыми, чтобы не прижиматься к бордюру и оставаться заметным) впереди идущего автомобиля, можно избежать многих неприятностей.
  7. Смотрите на колёса, а не на лица. Выражения лиц могут ввести вас в заблуждение, а положение колёс – никогда. Подмечайте малейшие изменения направления колёс, и вы сможете предугадать, куда собирается повернуть машина.
  8. Держите дистанцию. Чтобы избежать байк-буфера – ситуации, когда ваш мотоцикл оказывается зажатым между двумя автомобилями – никогда не пренебрегайте расстоянием и соблюдайте дистанцию.
  9. Не полагайтесь на своё право проезда. Даже если вы уверены, что вас обязаны пропустить, не теряйте бдительность. Вам может встретиться уставший, подвыпивший или просто легкомысленный водитель, не заметивший знак, так что всегда будьте готовы к экстренному торможению.
  10. Будьте параноиком. Бойтесь всего. В каждом водителе подозревайте злостного нарушителя ПДД, перед каждым поворотом готовьтесь резко тормозить, а на каждом перекрёстке постоянно смотрите по сторонам, чтобы избежать неприятных сюрпризов.
© 2009-2024 Автошкола «Автофактор»
Изготовление сайта – НБС-Медиа