Первый самостоятельный выезд в город на мотоцикле

Если вы читаете эту статью, значит в вашей жизни скоро случится знаменательное событие – первый самостоятельный выезд в город. Каждый байкер встречает эту ситуацию по-своему: одни паникуют и решаются сесть на железного друга только с пятнадцатой попытки, другие, наоборот, радостно бросаются навстречу приключениям. Как бы вы не относились к первой самостоятельной поездке, вам всё равно придётся соблюсти правила безопасности, которые помогут не превратить праздник в трагедию. Подготовьтесь к первому путешествию заранее, чтобы сделать его незабываемым.

Цель обучения в мотошколе «Автофактор» - подготовить учащихся к самостоятельному безопасному вождению мотоцикла в городе Москвы. Программы вождения включают не только экзаменационные упражнения на категорию «А», но и имитацию вождения в городских условиях.

Перед поездкой

Прежде чем вскакивать на байк и отправляться в путь, убедитесь, что вы действительно готовы к выезду на дороги общего пользования. Проведите полною проверку мотоцикла, экипировки и собственных навыков, и только затем начинайте путешествие.

Проверьте работоспособность мотоцикла

Мотоцикл в порядке – водитель спокоен. Это главное правило, которое запоминает каждый новичок в начале своего пути. Приучите себя проверять основные механизмы байка перед каждой поездкой – особенно если она планирует оказаться продолжительной или небезопасной. Лучше потерять пять минут и найти неисправность заранее, чем попасть в аварию и потерять полгода, восстанавливаясь после травм. Обратите внимание на:

  • Тормоза. Проверьте уровень и убедитесь, что ни задний, ни передний тормоз не протекает.
  • Уровень бензина и масла. Следуйте инструкциям на упаковках, чтобы узнать, сколько жидкости нужно залить в бак и как часто её придётся менять.
  • Колёса и резину. Посмотрите, не приспущены ли колёса и нет ли проколов на шинах. Если вы не уверены, на всякий случай подкачайте колёса.
  • Свет. Идеальный вариант, когда свет автоматически включается при запуске мотора. Если это не происходит, отложите поездку на пару дней и исправьте проблему.
  • Крепление руля. Уделите внимание рулю, если мотоцикл уже не новый.
  • Зеркала. Настройте зеркала так, чтобы левое зеркало показывало всю возможную ширину дороги от края левого рукава, а правое – дорогу за спиной и всё, что происходит справа от мотоцикла. Чтобы настроить зеркала в первый раз, вам потребуется помощник.
  • Сцепление и тормоза. Если это возможно, отрегулируйте сцепление и тормоза под длину пальцев. У большинства моделей байков есть регулировка.

Потренируйтесь

Если вы только получили права, не стоит сразу выезжать на оживлённую магистраль или начинать обгонять легковушки в городской пробке. Для начала устройте «пробные катания» по дворам, где вы сможете привыкнуть к управлению мотоциклом и поймёте, как пользоваться тормозами, сцеплением, переключением скоростей и рулём. Для тренировки выберите знакомый район с зебрами, тротуарами, светофорами и гаражами. Учитесь резко тормозить, вписываться в повороты, замечать знаки дорожного движения и пешеходов.

В идеале, отправляясь кататься в город, вы должны уметь:

  • Без рывков разгоняться до скорости потока, в том числе и на повороте;
  • Плавно без рывков переключать скорости и отпускать рычаг сцепления;
  • Контролируемо останавливаться на любой выбранной скорости, рассчитывать время, необходимое для остановки;
  • Плавно и резко сбрасывать скорость;
  • Разворачиваться и поворачивать в условиях ограниченного пространства, например не выезжая за пределы одной полосы;
  • Маневрировать и двигаться ровно по прямой на невысоких скоростях.

Выберите маршрут

Чтобы быть уверенным в собственной безопасности, заранее продумайте маршрут. Если эта мера предосторожности кажется излишней, представьте, как будет неприятно попасть на оживлённое шоссе неподготовленным или неожиданно для себя оказаться загородом с кучей фур вокруг.

Лучшим вариантом буде тот маршрут, с котором вы уже знакомы. Если вы водите машину, выберете известную дорогу или улицу. В этом случае вы сможете досконально продумать каждую минуту путешествия: где и куда перестраиваться, на каких участках с какой скоростью ехать. Если такой возможности нет, выберите хоть немного знакомый путь, например от дома на работу. Такая дорога поможет меньше паниковать и заранее подготовиться к поворотам и светофорам.

Во время первой поездки не заезжайте:

  • На широкие набережные и проспекты. В таких местах водители часто превышают скорость километров на 15-20 и едут быстрее, чем хочется неопытному новичку.
  • В места с повышенной активностью таксистов.
  • На оживлённые улицы в центре с плотным движением, где встречается много непослушных пешеходов, шальных велосипедистов, спешащих курьеров или недовольных грузовиков.
  • На нагруженные развязки.
  • На кольцевые автомобильные дороги (КАД).

Выберите подходящее время и погоду

Когда руки дрожат от беспокойства и кажется, что окружающие водители только и ждут подходящего момента, чтобы побибикать, внезапный ливень или неожиданно начавшийся шторм только усугубит ситуацию. Несмотря на то, что прогнозы погоды часто напоминают фантастические рассказы, они могут действительно помочь спланировать безопасную поездку.

Лучшая для тренировочного заезда погода – тёплая и сухая. Слишком яркое солнце будет слепить байкеру глаза и печь тело, из-за чего поездка станет мучением, а не праздником. Слишком холодное время года также не подойдёт, потому что тёплая одежда сковывает движения и притупляет чувствительность. Снег и дождь сделают асфальт мокрым, а значит опасным. К тому же сильный ливень ощутимо ухудшает видимость, что создаёт дополнительную опасность на дороге.

Время – тогда, когда в городе как можно меньше народа. Например, раннее утро, когда солнце уже встало, но на работу ещё никто не поднялся, часа в 3 или 4 утра. В выходные дни люди появляются на дорогах позже, так что в выходной можно попробовать прокатиться в 5 или 6 часов утра. Вечером не стоит кататься по двум причинам: во-первых, темнота – не лучший друг для начинающего водителя, а во-вторых, уставшие после тяжёлого дня водители вряд ли будут рады увидеть рядом неопытного байкера.

Таким образом, идеальное время поездки: раннее лето, выходной день, 5 часов утра.

Никаких искусственных возбудителей

Как вспоминают опытные мотоциклисты, во время первой поездки они испытывали эйфорию и драйв от высокой скорости и ощущения полёта и в то же время страх потерять управление и контроль над ситуацией. Эйфория и ужас – уже достаточно сильный коктейль эмоций, чтобы добавлять к нему другие искусственные чувства. Накануне поездки постарайтесь не принимать сильнодействующих лекарств или снотворных, не употребляйте алкоголь или напитки с большим содержанием кофеина: кофе, крепкий чай, колу.

Во время поездки

Будьте готовы паниковать

Изменения в жизни – всегда стресс, поэтому в панике и мандраже перед первой поездкой нет ничего удивительного. Выезжая в город, спросите себя, точно ли вы готовы. Если вам кажется, что сегодня не подходящий день для такого важного события или что вы не чувствуете себя хорошо, перенесите поездку на другой день. В этом нет ничего позорного или трусливого: благоразумие и рациональное мышление могут спасти вас от серьёзной аварии по неосторожности.

Когда отправитесь в путь, будьте готовы волноваться. У вас не получится дождаться такой уверенности в себе, чтобы совершенно не нервничать перед первым путешествием в город. Как бы хорошо вы не помнили ПДД и сколько бы вы не тренировались перед этим, страшно будет в любом случае. Напомните себе, ради чего вы это делайте, и отправляйтесь в дорогу.

Попросите вас сопровождать

Не делайте это в одиночестве. Самостоятельно – не значит в одиночку. Найдите подходящую компанию, которая будет готова сопровождать вас во время поездки. В идеале это должны быть два опытных водителя, один из которых будет ехать перед вами, а другой – позади вас. Профессиональные байкеры не только смогут предугадать и отследить, когда и где произойдёт «затык», но и тут же помогут с ним справиться. Сопровождающие должны быть внимательны к новичку и понимать, как он себя чувствует, чего боится, что собирается сделать в следующий момент.

Лучший вариант – сопровождение опытных друзей или инструктора. Эти люди с вниманием отнесутся к вашей неопытности и постараются обезопасить и вас, и себя. Ни в коем случае не отправляйтесь в первую поездку с малознакомой опытной компанией байкеров, если они не готовы поддержать вас на дороге. Скорее всего вы будете пытаться не отстать от компании и не ударить в грязь лицом, в результате чего вам придётся делать то, к чему вы не готовы. Это может привести к серьёзным ошибкам и печальным последствиям.

Не берите пассажиров

Когда на заднем сидении сидит пассажир, вам приходится нести ответственность не только за себя, но и за него. Если вы не уверены в себе, не берите пассажиров, как бы сильно они не просились. Дополнительный человек – дополнительный стресс. К тому же, когда на мотоцикле сидят два человека, вместо одного, он ощущается тяжёлым и менее поворотливым, что станет неприятной неожиданностью на дороге.

Прежде, чем начать возить пассажиров по городу, потренируйтесь делать это на дорогах района, где нет оживлённого движения, разозлённых пешеходов и нетерпеливых таксистов. Поймите, комфортно ли вы себя ощущаете, когда пассажир держится, или ему стоит сменить позу. Попробуйте набрать скорость, затормозить, повернуть. Только после этого выезжайте с пассажиром в город.

Вспомните, чему вас учили

Вспомните ценные советы, которые вам давали инструкторы, друзья или более опытные собратья с мотофорумов. Будьте сосредоточены и расслаблены, дышите глубоко и не перенапрягайтесь. Во время езды по многополосным дорогам не заезжайте в центр, куда слетается весь мусор, лучше езжайте по левой или правой колее. Для замедления не используйте только двигатель: задействуйте рычаг или педаль тормоза, чтобы зажечь стоп-сигнал и оповестить движущиеся сзади автомобили о замедлении.

Не срезайте углы на поворотах – вместо этого старайтесь описывать плавную дугу. Препятствия проезжайте под тупым углом, чтобы переднее колесо не заскользило и вы не свалились с байка. Помните про свои слепые зоны и слепые зоны окружающих водителей. Если вы понимаете, что заехали в слепую зону, ускорьтесь или замедлитесь, чтобы поскорее выйти из неё. При торможении переносите вес тела на заднюю подвеску и понижайте центр тяжести, чтобы сделать минимальным отрыв заднего колеса от асфальта. И просто будьте внимательны.

Не переоценивайте себя

Не пытайтесь сделать больше, чем может организм. Если после 20 минут катания по городу вы чувствуете, что тело болит, а руки онемели, – возвращайтесь домой, даже если для этого придётся взять такси. Если проезжающие мимо водители недовольно бибикают, пытаясь заставить вас ехать быстрее, – расслабьтесь и езжайте с той скоростью, которая вам кажется безопасной. Если вы встретили байкера, который пытается доказать, что вы уже готовы к скорости под 200 км и сложным трюкам, – спросите себя, нужно ли вам это, ведь уверенность в себе прежде всего.

Не пытайтесь ехать «как все», а утвердитесь на комфортной скорости. Если вы чувствуете, что на этом шоссе скорость потока слишком высока, сверните на ближайшем повороте и найдите тихую улочку. Главное, что вы должны чувствовать на протяжении всей поездки – уверенность в себе. Если вам кажется, что вы не готовы, значит так оно и есть. Не позволяйте никому переубедить себя и слушайте голос разума.

На что смотреть в первую очередь

Поверьте, когда вы будете ехать по городу первый раз, ваши глаза будут разбегаться от обилия моментов, на которые нужно обратить внимание: дети, собаки, ямы, ограничители скорости, камеры и таксисты. С опытом вы научитесь замечать каждую мелочь, однако в первый день ваша внимательность будет притуплена страхом. На что стоит смотреть в первую очередь, чтобы избежать аварий и других опасных ситуаций:

  • На знаки дорожного движения. Это даже не обсуждается. На знаках указывается большая часть информации, которую важно помнить на дороге. Знаки напоминают о ПДД и позволяют вовремя распознать опасность и предпринять решительные меры.
  • На ограничения по скорости. Помните, что вы не обязаны разгонять мотоцикл до запредельных скоростей. И тем более не стоит разгоняться до 100 км, если это первый день в городе и перед вами висит знак с ограничением до 60 км/ч.
  • Светофоры. Смотрите на лампы светофоров и заранее рассчитывайте, успеете ли вы проехать или лучше начать тормозить. Не забывайте, что на разных дорожных покрытиях время торможения может отличаться, так что не рискуйте.
  • Зебры. В городах ещё остались нерегулируемые пешеходные переходы. Поэтому смотрите не только в верх на светофоры, но и вниз на разметку. Со временем вы научитесь видеть пешеходные переходы издалека, но в первый день лучше перестраховаться и повысить уровень внимательности в два раза.

Заключение

Отправляясь в первую самостоятельную городскую поездку на мотоцикле, будьте готовы ко всему. Расслабьтесь, забудьте об иррациональных страхах, сосредоточьтесь на дороге и получайте удовольствие. Вам потребуется больше, чем одна поездка, чтобы привыкнуть ко всем нюансам езды на мотоцикле. Для освоения нового транспорта требуются часы тренировок и практики. Чтобы почувствовать себя свободно в седле байка, уходит 4-5 самостоятельных поездок по оживлённому городу, продолжительностью не менее часа.

© 2009-2021 Автошкола «Автофактор»
Изготовление сайта – НБС-Медиа