Что нужно знать о мотоциклах новичку

14.02.2021

Если вам захотелось освоить премудрости мотоциклетного дела и на собственном опыте прочувствовать драйв и адреналин в крови, не спешите сразу же бежать в магазин за мотоциклом. Между первой идеей о байке и её воплощением в жизнь проходит от двух месяцев до нескольких лет. Порой начинающие водители не понимают сложностей, с которыми им предстоит столкнуться, и оказываются не готовы к проблемам, когда они приходят. Как только случается затруднение, выясняется, что одни не знают, как залить в бак масло, другие никогда не слышали об ОСАГО, а третьи искренне верят, что байк не нуждается в парковке. Так и появляются на дорогах неоперившиеся водители с дорогущими мотоциклами и отсутствием хоть какого-то опыта.

В этой статье собраны советы и рекомендации для каждого этапа владения мотоциклом – от первой мечты до продолжительных путешествий с ночёвками. Она даст полное видение дорожной ситуации, познакомит новичков с опасностями и трудностями, которые поджидают на дорогах, и подскажет, каких ошибок избегать, чтобы не наступить на чужие грабли. Вы только планируете начать ездить на мотоцикле.

Только планируете начать ездить на мотоцикле
Готовитесь к покупке мотоцикла
Купили мотоцикл и планируете первую поездку
Перед тем как взять пассажира
Подготовка к длительной поездки
Топ 10 ошибок начинающих мотоциклистов

Вы только планируете начать ездить на мотоцикле

Понять, стоит ли игра свеч

То, что вам вздумалось приобрести байк, совсем не означает, что вам понравится сам процесс езды. Часто случается, что неготовые к скоростям водители продают только что купленные байки, стремясь избавиться от них любой ценой. Такое происходит из-за неподготовленности или недальновидности мотоциклиста.

Поэтому первое правило потенциального байкера – узнай как можно больше. На этом этапе перед человеком стоит задача понять, действительно ли он хочет стать байкером или нет. Походите на пробные уроки в мотошколах. Лучше посетить несколько мотошкол, так как неправильно преподнесённые знания могут навсегда отбить охоту заниматься мотоспортом. К тому же вы заранее поймёте, каким должен быть ваш инструктор, что облегчит выбор мотошколы в будущем. Другой вариант – оплатить полный курс на 1-2 месяца, чтобы точно убедиться в правильности решения.

Параллельно с этим получайте знания и извне: общайтесь с опытными людьми, например, со знакомыми байкерами, читайте полезную литературу и просматривайте мотофорумы. Посмотрите 2-3 видеозаписи поездок с падениями и авариями, подготовьтесь морально к тому факту, что однажды вы окажетесь на месте этого водителя.

Получить автомобильные права и вжиться в роль водителя

Этот пункт необязательный, но очень желательный. Отсутствие прав категории B (легковые автомобили до 3,5 тонн и до 8 пассажиров) не помешает вам получить права категории A (мотоциклы), но облегчит понимание положения мотоциклиста на дороге. Побывав в роли водителя автомобиля, у которого из слепой зоны выскакивает лихой байкер, создавая аварийную ситуацию, или навстречу которому вылетает потерпевший крушение мотоциклист, вынуждая резко затормозить, вы поймёте чувства других водителей. И когда придёт время сесть на железного коня и выехать на трассу, вы будете с большей осторожностью глядеть по сторонам, помня свой печальный опыт.

Другой плюс автомобильных прав – помощь в освоении мотоцикла. Мотоспорт считается более опасной деятельностью, нежели вождение машины, так что опыт скоростной езды, знание ПДД и умение коммуницировать со стражами закона станут базой, от которой вы оттолкнётесь для дальнейшего обучения. Вам не придётся учить все правила с нуля или с ужасом привыкать к оживлённому потоку машин на шоссе – вместо этого вы сможете полностью погрузиться в процесс вождения байка без каких-либо помех.

Выбрать мотошколу и сдать на права

Когда вы убедитесь в нерушимом намерении освоить мотоцикл, можно переходить к следующему пункту – получению прав категории А. Сдать на права может только совершеннолетний гражданин. С 16 лет водители получают возможность сдать на подкатегорию А1, которая распространяется на малокубатурные байки объёмом двигателя до 125 см3 и мощностью до 11 кВт.

Проходить обучение в мотошколе и получать права рекомендуется ПЕРЕД покупкой мотоцикла. Во-первых, окончательная уверенность в правильном решении приходит только после полноценного курса обучения (обычно он длится от 2 недель до 2,5 месяцев - зависит от цели обучения) с практическими занятиями, отработкой навыков и знакомством с железными внутренностями байка. Во-вторых, попробовав прокатиться на мотоциклах разных мощностей, размеров и производителей, вы лучше поймёте собственные предпочтения и сформулируете конкретные требования к будущему байку. Так, вы сможете точно сказать, какая высота седла или объём бака вам необходимы. И в-третьих, вполне возможно, что на тренировочной площадке вам встретятся люди, которые дадут дельный совет относительно покупки мотоцикла или подскажут, где найти проверенный мотосервис.

Мотошкола «Автофактор» предлагает три программы обучения на категорию «А»:

  1. Полный курс обучения на категорию «А»– срок обучения два месяца
  2. Открытие категории «А» при наличии категории «В» - две недели
  3. Переподготовка с подкатегории «А1» на категорию «А» - один месяц

Доучиться и отработать навыки

Обычно базовые курсы обучения нацелены на сдачу экзамена в ГИБДД, то есть на отработку навыков, полезных на экзамене, но никак не на дороге. По этой причине существуют дополнительные углублённые программы с более узкими специализациями, например курсы по безопасному вождению и пилотированию байка, занятия по эндуро, кроссу или джимхане, шоссейно-кольцевые мотогонки. Преимущество специализированных курсов в том, что водитель выбирает направление, интересное и полезное именно для него. Если он собирается использовать мотоцикл, чтобы каждый день доезжать до работы и обратно, вряд ли ему пригодятся навыки кроссовой езды. Эффективнее будет курс по безопасной езде в пределах города. И наоборот, если он получает права для бешеных гонок и соревнований, во время обучения лучше сделать акцент именно на этом.

Большинство мотошкол предлагают ученикам несколько дополнительных программ на выбор: иногда это происходит до сдачи экзамена, иногда после. Продолжать обучение лучше в той же мотошколе и с теми же инструкторами, которые помогли вам сдать на права: они уже знают ваш уровень и смогут продуманно распределить время для получения максимума пользы от занятий.

Вы готовитесь к покупке мотоцикла

Выбрать байк, который удовлетворит всем запросам

При выборе мотоцикла важно обдумать все детали, чтобы найти ту модель, которая полностью соответствует требованиям как безопасности, так и комфорта. Первое, что нужно решить касательно байка, – будет он новый или поддержанный. Б/у мотоцикл не так страшно ронять, и детали для него стоят дешевле, но зато только выпущенный байк гарантированно не будет усложнять жизнь владельцу вечными неполадками и поломками. На этом же этапе уточните примерный бюджет.

Второе, с чем стоит определиться перед покупкой, – это тип мотоцикла. Всего выделяют 5 основных типов, не считая скутеров: нейкеды или дорожные мотоциклы (неспешная городская езда, плотный трафик), спортбайки (мотогонки, соревнования), эндуро (бездорожье, леса и поля), туристические (максимум комфорта для длительных путешествий) и круизеры (путешествия с прямой посадкой).

После того, как вы выберете байк, уделите внимание его габаритам. Лучший вариант – посоветоваться с консультантом в магазине, он расскажет, как должны располагаться ваши ноги, руки и остальные части тела. Если возможности пообщаться с экспертами нет, ответственно подойдите к самостоятельному выбору размеров. Идеальная поза выглядит так: в положении стоя обе стопы целиком стоят на земле, в положении сидя ноги согнуты под углом до 90°, руки свободно достают до руля в любом положении.

Чтобы ориентироваться во всех тонкостях байков, воспользуйтесь таблицей ниже.

Нейкед Спорт Эндуро Турист Круизер
Мощность До 60 л. с. До 350 л. с. 11-100 л. с. 80-150 л. с. До 160 л. с.
Кубатура 50-450 см3 50-1000 см3 125-900 см3 900-1100 см3 400-1900 см3
Скорость До 120 км До 300 км До 170 км До 180 км До 200 км
Вес До 150 кг До 200 кг 100-250 кг 200-500 кг 200-500 кг
Стоимость (б/у) 50.000-300.000 руб. 190.000-1.000.000 руб. 80.000-200.000 руб. 300.000-1.500.000 руб. 250.000-1.000.000 руб.
Стоимость (новый) 100.000-1.000.000 руб. 400.000-5.500.000 руб. 100.000-1.500.000 руб. 800.000-4.000.000 руб. 300.000-5.000.000 руб.

Купить байк

Покупать мотоцикл можно в мотосалоне или с рук по объявлению на Авито или Юле. Первый вариант надёжнее, но дороже, второй – дешевле, но опаснее. Опытные байкеры рекомендуют для начала погулять по крупным мотосалонам, – например MegaMoto, Mr. Moto, BikeLand, Motorrika, – посмотреть, потрогать и сравнить разные модели, попробовать посидеть на каждой из понравившихся, а лучше прокатиться, посоветоваться с продавцами-консультантами. И только после того, как вы определитесь с моделью с точностью до цвета и года выпуска, начинайте думать, где вы купите байк.

Если вы покупаете с рук, на первую обзорную встречу приходите без денег – максимум возьмите с собой задаток в несколько тысяч, чтобы подтвердить серьёзность намерений. Узнайте обо всех авариях и поломках, проверьте наличие инструкции по эксплуатации и документов, подтверждающих законность владения байком. Подписывайте договор и отдавайте деньги только после того, как убедитесь в отсутствии подводных камней.

Перед покупкой решите, как вы будете транспортировать новообретенный байк до места хранения. Ехать на нём не вариант. Во-первых, перед каждой поездкой требуется хотя бы беглый техосмотр, а перед самой первой поездкой этот техосмотр должен быть тщательным и всеобъемлющим. Во-вторых, из-за неопытности и незнакомства с байком, вероятность попасть в аварию на первых 500 м пути крайне велика. Довезти мотоцикл до дома проще всего на автотранспорте: в багажнике грузовика или прицепом к легковому автомобилю.

Выбрать мотосервис

Позаботьтесь о ремонте мотоцикла до того, как он понадобится, и ваши шансы на целый и невредимый байк возрастут. Главный критерий при выборе сервиса – расположение. Найдите мотосервис рядом с гаражом или приобретите гараж около сервиса так, чтобы дорога до туда не занимала больше 15 минут. Чтобы выбрать между понравившимися обслуживающими компаниями, почитайте отзывы, но делайте это не на их собственных сайтах, а на мотофорумах вроде МотоФорум.RU или Moto4RU. Рекомендации от знакомых байкеров тоже подойдут.

Прежде чем доверять сервису мотоцикл, проведите там пару часов и посмотрите, как сервис работает. Обращайте внимание на то, как мастера общаются с клиентами, соблюдают ли они технику безопасности, содержат ли в чистоте зону ожидания. Поговорите с техниками – узнайте о наличии современного оборудования и запчастей. Обязательно уточните, занимается ли сервис ремонтом вашей модели – часто бывает, что из-за возраста мотоцикла или дефицита деталей мотосервис отказывается его обслуживать.

Обзавестись экипировкой

Существует 3 вида полной экипировки: для города, для мотокросса и для туринга. Каждый из них подразумевает свой шлем, свою толщину ткани, свой материал защитных вставок. Не используйте одну и ту же экипировку для езды по городским дорогам и для трёхдневного эндуро-заезда по сельской местности. Не покупайте все 3 вида экипировки заранее – не факт, что они вам вообще понадобятся, а деньги уже потрачены. Лучше точно определите, какой набор защитной одежды вам нужен, и вложитесь в него.

Экипировка также различается по погодным условиям. Зимняя одежда и шлемы утепляются меховыми вставками или встроенными обогревательными системами. Летняя одежда создаётся из вентилируемого, пропускающего воздух материала или из сетчатой ткани, чтобы водитель не потел во время поездки. Для дождя рекомендуется надевать влагозащитную экипировку или дождевик поверх стандартной экипировки, так как кожа, из которой производится большая часть защитной одежды, от воды приходит в негодность, а ткань просто промокает насквозь.

Стандартный набор защитной мотоэкипировки выглядит следующим образом: шлем, мотокуртка (моточерепаха или жилет), мотоштаны, мотоботы и перчатки. На куртку пришейте светоотражающие элементы, которые дадут водителям шанс заметить вас в ночи. Не забывайте о необходимости всегда возить с собой запасной шлем на случай, если у вас неожиданно появится пассажир.

Оформить документы и застраховаться

В течение 10 дней после покупки водитель обязан поставить байк на учёт в ГИБДД и получить документ, подтверждающий его право собственности. Зарегистрировать транспортное средство можно в любом отделении ГИБДД, причём место регистрации или жительства значения не имеет. Чтобы подать заявление, потребуются технический паспорт мотоцикла, квитанция о полной оплате госпошлин, полис ОСАГО, документ, подтверждающий право собственности, и само заявление в Госавтоинспекцию. После подачи документов инспекторы проведут осмотр мотоцикла, на котором проверят техническое состояние байка и соответствие фактических и заявленных VIN-номеров. Процедура занимает от 10 минут до получаса, в случае успешного прохождения осмотра владелец получает свидетельство и госномера, а данные о мотоцикле вносятся в единый реестр. Полная стоимость оформления без дополнительных трат составляет 2550 руб.: 1500 руб. за госномера, 500 руб. за свидетельство, 350 руб. за запись информации о собственнике в технический транспорт мотоцикла и 200 руб. за техосмотр.

ОСАГО и КАСКО – 2 страховки, которые защищают мотоцикл и вас от всех возможных случайностей. ОСАГО обязательно для всех водителей, по полису ОСАГО выплачивается компенсация другим водителям, пострадавшим по вашей вине. КАСКО оформляется добровольно и компенсирует траты уже за ваш, а не за чужой мотоцикл. Цена ОСАГО колеблется от 1000 до 3000 руб. в зависимости от региона России и банка, предоставляющего услугу. Стоимость КАСКО каждый банк устанавливает самостоятельно, условия страхования отличаются у разных компаний, на это влияют цена, модель и возраст мотоцикла, наличие прописки в Москве, возраст владельца и так далее. Средняя стоимость не превышает 30-40 тыс. руб.

Найти место для ночной парковки и для зимнего хранения

С ежедневной парковкой мотоцикла в Москве проблем обычно не возникает. Байкеры могут оставлять свой транспорт на автомобильных парковках, но так, чтобы он не мешал проезжать машинам. Обращайте внимание на таблички для мотоциклистов – байк должен стоять точно так же, как нарисовано на схеме. Если таблички нет, мотоцикл ставится параллельно бордюру .

Большая часть банков вписывают в договор КАСКО условие о том, что на ночь байк будет оставляться на охраняемой парковке или в гараже, поэтому платная парковка или гараж – лучшие варианты для ночного хранения. Оба варианта стоят денег, но зато они гарантируют сохранность и невредимость железного друга.

Байк не рекомендуется использовать при минусовых температурах – он от этого портится. По этой причине не оставляйте мотоцикл на зиму на улице или в неотапливаемом гараже, иначе в начале следующей весны вам срочно понадобится новый байк. Возможных путей всего два: отапливаемый гараж, где вы сможете периодически навещать мотоцикл и проверять его сохранность, или специальные компании, занимающиеся платным хранением мотоциклов в течение зимнего периода.

Вы купили мотоцикл и планируете первую поездку

Прочитать инструкцию

Становясь мотоциклистом, будьте готовы к тому, что главной книгой в вашей жизни станет руководство по использованию железного друга, или просто инструкция. Обращайтесь к ней не только при возникновении проблем – вместо этого прочитайте её от начала до конца хотя бы один раз, а затем периодически перечитывайте, чтобы освежить знания. Руководство – настоящая сокровищница, в которой вы найдёте решения для большинства возникающих проблем и узнаете о секретных способностях байка.

При покупке нового мотоцикла инструкция по эксплуатации прилагается вместе с другими документами. Проблемы возникают, если байк перекупается с рук. В таком случае возможна ситуация, что прежний владелец потерял инструкцию или же что она находится в плачевном состоянии, и прочитать её нереально. Попробуйте найти инструкцию к определённой модели через знакомых байкеров, на мотофорумах, в мотосалонах или в интернете, на сайте магазина, продающего такой же байк.

Защитить мотоцикл от ударов

Если вы полагаете, что в защитной экипировке нуждаются только водители, вы заблуждаетесь. Мотоциклы, так же как и люди, не терпят близкого контакта с асфальтом и начинают хуже функционировать после падений и аварий. Особенно это касается пластиковых деталей байка: пластик на боковых частях, руле и колёсах стирается целиком за несколько секунд скольжения по твёрдой поверхности. А когда заканчивается пластик, следующими в очереди становится двигатель. Так что удары об асфальт сказываются не только на внешнем виде железного друга, но и на его внутренних характеристиках, и порой стоимость ремонта после самого лёгкого падения превышает десятки тысяч рублей.

По этой причине эксперты настоятельно рекомендуют заранее экипировать мотоцикл слайдерами, дугами и клетками. Слайдеры – это небольшие металлические детали, выходящие за границы рамы и во время скользячки принимающие весь урон на себя. Они достаточно невзрачные, чтобы оставить внешний вид байка прежним, и достаточно лёгкие, чтобы не снижать предельную скорость спортов. Это одноразовая защита, так как после падений и торможений они приходят в негодность, цена в пределах 2-3 тыс. руб.

Дуги и клетки представляют собой громоздкие металлические каркасы, которые, однако, защищают важнейшие части мотоциклетного механизма и ноги водителя. Из-за размера и веса их не жалуют владельцы спортбайков и мотоциклов с большим количеством пластика, но для стандартных дорожных байков дуги или клетки подойдут в самый раз. Стоимость не превышает 20-30 тыс. руб.

Провести техосмотр

Перед каждым выездом обязательно проверяйте работоспособность всех частей мотоцикла. При должном опыте этот процесс не займёт больше 10 минут, зато он гарантированно повысит безопасность поездки. В первую очередь обращайте внимание на уровень технических жидкостей: картерного масла, моторного масла, тормозной жидкости и бензина. Даже опытным байкерам не всегда удаётся предсказать, сколько масла или бензина ушло на поездку, так что проверка никогда не будет лишней. Моторное масло меняется каждые 5-10 тыс. км пробега, тормозная жидкость – раз в сезон, бензобак пополняется по мере необходимости.

Следующий пункт – давление в шинах и натяжение цепей. Давление в шинах измеряется при помощи манометра (карманный манометр стоит не дороже 800 руб.). Рекомендуемое давление указано на боковых сторонах шин, причём приемлемое давление в жаркую и холодную погоду отличается. Чтобы установить степень натяжения цепей, поставьте мотоцикл на боковую подножку, предварительно сняв кофры и избавившись от нагрузки на подвеску, и линейкой или рулеткой измеряйте цепи. Точная цифра для натяжения прописывается в инструкции по эксплуатации байка, если же она утеряна, то примерные границы выглядят следующим образом:

  • 15-30 мм: спортбайки;
  • 25-45 мм: отечественные мотоциклы средней мощности;
  • 45-55 мм: туристы с объёмными двигателями:
  • 50-60 мм: кроссовые байки, эндуро, круизеры.

Последний шаг – проверка воздушных фильтров. В среднем фильтры меняются не реже, чем раз в 20 тыс. км, подробности зависят от вида фильтра. Бумажный фильтр не требует ухода и в случае повреждения сразу заменяется на новый. Поролоновый или бумажный фильтры нуждаются в регулярной очистке (мыло + вода и тщательная сушка) и пропитке маслом.

Докупить аксессуары

Аксессуары к мотоциклу используются для расширения его функционала: они делают езду проще и безопаснее и улучшают внешний вид байка. К тому же именно за счёт дополнительных аксессуаров происходит настройка байка «под себя», и его характеристики становятся точнее и специализированнее. Аксессуары для ежедневных нужд:

  1. Навигатор. Берите его с собой в любую поездку по незнакомой местности, даже если вы планируете кататься не в одиночку, а с компанией.
  2. Кофры и сумки. Вмещают в себя до 5 кг и крепятся к спинке сидения, бензобаку или боковым дугам. Для постоянного использования выбирайте сумки из водонепроницаемых материалов.
  3. Гарнитура Bluetooth. Крепится к шлему, подключается к телефону (для разговоров) или MP3-плееру (музыка, радио, подкасты).
  4. Держатель для телефона (или хэндс-фри). Hands-free (без рук) устройства позволяют водителю пользоваться телефоном во время поездки, не убирая рук с руля. При покупке обратите внимание на наличие влагозащиты и прочность креплений.
  5. Запасные визоры. Поскольку езда на высоких скоростях без шлема невозможна из-за ветра и потоков воздуха, важно всегда брать с собой запасное стекло визора, чтобы заменить его в случае поломки.
  6. Грипсы. Рулевые ручки с подогревом, которые дают возможность продлить мотосезон до зимы.
  7. Набор ключей для непредвиденных поломок. Кроме этого, всегда держите под рукой телефонные номера эвакуаторов, которые готовы забрать ваш мотоцикл из любой точки города.

Найти помощника для первого выезда

Выезжать в первый раз на новом мотоцикле лучше не в одиночку – опытный байкер подскажет, как вести себя в стрессовой ситуации, и, если потребуется, окажет первую помощь. Найти сопровождающего можно на тех же мотофорумах, где умудрённые опытом водители готовы делиться знаниями с новичками, или через знакомых. Если не удастся договориться с кем-то из мотоциклистов, не умеющий водить байк помощник тоже подойдёт – он будет подстраховкой в случае аварии или падения.

Не планируйте на первый раз слишком много: вряд ли вы сумеете без подготовки провести в седле целый день. Чтобы понять поведение байка и убедиться в работоспособности всех частей, будет достаточно пары кругов на учебной площадке или в дворах родного района. Если это учебная площадка, заранее подумайте, как вы будете доставлять мотоцикл дотуда и обратно. Только после того, как удостоверитесь, что байк в порядке, выезжайте на транспортные магистрали. Выберите время, когда городской трафик неплотный, – это случается ранним утром, около 4-5 утра, и поздним вечером, – и отправляйтесь в путь, взяв с собой помощника.

Продумать маршрут

Когда вы станете опытным байкером, доскональное планирование маршрута начнёт казаться излишним, однако до этого момента оно необходимо. Заранее примите во внимание тот факт, что на вашем пути могут встретиться такие препятствия, как перекрытые дороги, ремонтируемые участки, пробки или скоростной трафик. В каждом их этих случаев вам понадобятся объездные пути, и лучше предусмотрительно позаботиться о запасном маршруте, чем судорожно строить новый маршрут, стоя на обочине под дождём.

Второе, о чём вам предстоит побеспокоиться, – заправки. Если вы путешествуете в пределах города, ближайшая заправка всегда будет лежать в 5 минутах от вас, так что заканчивающийся бензин не станет проблемой. Если же вы отправляетесь в продолжительный заезд по пересечённой местности, не ожидайте там заправочных пунктов через каждые 500 метров. Вместо этого заранее подготовьте карту с пометками возле бензоколонок, чтобы в случае необходимости вы без труда нашли их.

Также не забудьте перед поездкой проверить загруженность дорог и наличие пробок. Хотя мотоциклисту и не приходится терять время в пробке, лавирование между рядами считается более опасной ситуацией, чем езда в потоке, например из-за слепых зон и неожиданно открывающихся дверей. Поэтому выбирайте наименее загруженный путь, даже если по км он окажется длиннее.

Проверить погоду на сутки вперёд

Погода в России отличается изменчивостью и непостоянством, так что, если с утра в окно светит яркое солнце, это не значит, что через два часа оно останется таким же ярким. Вместо него могут появиться тучи, дождь или даже снег, и задача байкера – подготовиться к любой погоде, что бы ему не уготовила коварная природа. Минимум, которого будет достаточно для непродолжительных поездок в плохую погоду, ограничивается дождевиком, непромокаемыми перчатками и жидкостью для визора «антидождь», которая предотвращает появление на стекле капель, ухудшающих видимость. Набор «максимум» предполагает непромокаемые мотоштаны и мотокуртку с мембранной подкладкой и защищённую от влаги обувь. Также рекомендуется возить в бардачке запасной дождевик для пассажира – места он не занимает, зато польза неоспоримая.

Жара ничуть не менее опасна, чем дождливая погода: она чревата перегревом, тепловым ударом и обезвоживанием. Чтобы избежать таких неудобств, обзаведитесь туристическим костюмом с развитой вентиляцией из полупроницаемого материала. Шлем также выбирайте по погоде – тонированное стекло и постоянная вентиляция снижают температуру внутри шлема, что уменьшает вероятность теплового удара. Кроме того, важным средством в войне с жарой считается влага – возите с собой гидратор (ёмкость, чтобы пить на ходу), пейте воду или спортивные напитки с растворёнными минералами каждые 10-20 минут, исключите из рациона алкоголь и кофеин. Тёмной одежде предпочитайте светлую.

Перед тем как взять пассажира

Поездка с пассажиром – это способ не только похвастаться своими умениями и навыками, но и разделить радость от драйвовой поездки на двоих, обменяться впечатлениями с важным человеком. Но в любом случае, прежде чем отправиться в путь с пассажиром, убедитесь, что вы к этому готовы: умеете разгоняться и тормозить по первому желанию, чувствуете себя хозяином мотоцикла, а не наоборот, не впадаете в истерику в опасных ситуациях. При езде с пассажиром общий вес байка увеличивается, что ведёт к понижению максимальной скорости и смещению центра тяжести с привычного места. Особенно нарушение равновесия будет заметно, если вес пассажира превысит ваш собственный.

Прежде чем посадить пассажира на заднее сиденье, проведите ему инструктаж и расскажите правила безопасности. Объясните ему, как слезать и залезать на мотоцикл, за что держаться, куда ставить ноги, как вести себя во время торможения или набора скорости. Придумайте сигналы, которые пассажир сможет использовать, чтобы контактировать с вами (на высоких скоростях голос не слышен), например постукивания по плечу или колену. В качестве первого пассажира рекомендуется брать опытных байкеров, которые не только не помешают, но даже помогут вам освоиться на новой территории. Если такой возможности нет, и ваш пассажир – новичок, будьте готовы к тому, что во время поездки он будет ёрзать и перехватывать руки, а при замедлении начнёт активно разминать затёкшие конечности. Избежать этого можно, предварительно установив на сиденье спинку для пассажира и разложив подножки.

Чтобы облегчить поездку с дополнительным пассажиром на борту, следуйте правилам. Переключайте подачи плавно, без рывков, чтобы ваши шлемы не ударялись друг об друга. Не пытайтесь обгонять автомобили с той же манёвренностью, что и всегда – байк будет ленивым и медлительным, так что перестройка в другой ряд займёт больше времени. Ни в коем случае не соглашайтесь брать с собой пассажира без экипировки: поскольку вы за рулём, именно вы несёте ответственность за происшествия в дороге, так что не довольствуйтесь одним шлемом и требуйте полного мотокостюма.

Перед длительной поездкой

Не пытайтесь с лёгкостью преодолевать по 100 км в день без предварительной длительной подготовки. Тренируйтесь проводить на мотоцикле больше времени, катайтесь без остановок по 2-3 часа, чтобы тело привыкло к постоянной напряжённой позе. Учитесь прислушиваться к себе и вовремя понимать, когда приходит время для отдыха или перекуса. Не терпите жажду или голод, не откладывайте десятиминутную передышку на потом. Во время продолжительного путешествия главное не перетрудиться и не перенапрячь свой организм, чтобы позже не пришлось расплачиваться.

Для тренировок выбирайте безлюдное время, чтобы не попадать в пробки и избегать аварий. Включайте в планируемый маршрут больше препятствий: полей, лесов, гравийных дорог и других элементов пересечённой местности, подготавливая себя таким образом к неожиданностям в поездках. Перед тем, как отправиться в длительное путешествие, предупредите о своих планах нескольких знакомых и расскажите им маршрут.

Топ 10 ошибок начинающих мотоциклистов

  1. Ехать быстрее, чем позволяют умения. Разгоняться до таких скоростей, на которых невозможно быстро затормозить в экстренной ситуации.
  2. Сбрасывать скорость во время поворота, вместо того чтобы проезжать повороты на неизменной скорости.
  3. Забыть о предстоящем повороте и начать поворачивать руль слишком поздно, не вписываясь таким образом в поворот и создавая аварийную ситуацию.
  4. Не уделять внимания слепым зонам автомобилистов вокруг вас, рискуя оказаться незамеченными или, что хуже, сбитым.
  5. Пытаться управлять мотоциклом замёрзшими руками, несмотря на явные трудности с контролем над управлением (погреть можно от тепла автобусов, едущих рядом, но лучше возить с собой перчатки).
  6. Ехать посередине дороге, оставляя с каждой стороны достаточно места, чтобы кто-то из отчаянных водителей попытался туда втиснуться, норовя столкнуть с дороги вас.
  7. Не соблюдать дистанцию, приближаясь к автомобилю ближе, чем на расстояние, которое вам требуется для торможения (рекомендуемая дистанция – в 2 раза меньше, чем ваша постоянная скорость).
  8. Не соблюдать скоростной режим, пытаясь ехать медленнее потока.
  9. Крутить головой по сторонам, вместо того чтобы смотреть только туда, куда вы едете.
  10. Бросать мотоцикл где попало, не заботясь о разрешении на парковку в этом месте.

«Предупрежден – значит вооружен». Латинская поговорка.
Мотоинструктор мотошколы «Автофактор» Анастасия Сергеевна

Вернуться к списку статей