Меню

Как стать мотоинструктором: полное руководство для чайников

23.02.2021

Кто обычно становится мотоинструктором

Люди, решившие заняться ремеслом мотоинструктора, как правило, отличаются особым характером. Это люди с неутихающей, постоянно бурлящей внутренней энергией. Они не способны усидеть на одном месте больше пяти минут, их постоянно куда-то тянет, несёт в неведомые дали. Работа в офисе для таких людей невыносима – она давит на них, разрушает. Желание заниматься любимым делом заставляет их действовать: искать новые цели, достигать новых высот. Они гонятся за свободой, любят принимать отчаянные решения и готовы нести ответственность за собственные действия.

Профессия до работы в мотошколе значения не имеет, но опыт – необходимое условие. Без твёрдой почвы под ногами невозможно обучить человека езде на мотоцикле с нуля. А ведь важно не только показать упражнения и рассказать, как устроен экзамен. К каждому ученику требуется свой подход, и не всякому дано этот подход найти. Инструктор должен уметь грамотно выстраивать программу, подбирать верные слова, адекватно оценивать уровень своих подопечных. Кроме того, ценится коммуникабельность – готовность постоянно знакомится с новыми людьми, а также способность говорить интересно и ярко.

Пример 1: Вася-предприниматель

Васе 40 лет, он живёт в Москве, в самом центре, и считает себя настоящим деловым парнем. Он всегда тщательно следит за тем, какие профессии сейчас «в тренде», в каких нишах крутятся большие деньги, и кто из его друзей сколько зарабатывает. За свою жизнь он успел попробовать себя в роли банкира, пиарщика, менеджера по продажам и учителя йоги, а также основал собственную школу английского языка «English-Джедай», которую после 3-летней неудачи превратил в центр саморазвития «Джедай-English». Одновременно с этим Вася подрабатывал, как индивидуальный предприниматель: продавал электронные самокаты и корм для собак премиум класса, который закупал оптом в Китае.

В этом году Вася узнал, что количество байкеров на дорогах растёт с каждым годом, и решил стать мотоинструктором. Вася никогда не получал даже автомобильные права, потому что боится садиться за руль. Но тут он пересилил самого себя, записался на месячный экспресс-курс вождения мотоцикла и сдал экзамен в ГИБДД, получил права категории А, хотя и понял в процессе, что ездить на мотоцикле ему совершенно не нравится. Вскоре он получил права, а одна мотошкола согласилась принять его на работу, несмотря на отсутствие опыта. Теперь Вася – мотоинструктор.

Вопрос. Понравится ли Васе новая работа?

Ответ. Нет, однозначно не понравится. Чтобы быть учителем, недостаточно просто знать материал урока – необходимо ещё и хотеть передать свои знания следующему поколению. Так же и с мотоинструктором: недостаточно вызубрить ПДД и получить права, нужно любить мотоспорт всей душой, быть его фанатом, боготворить его. Если вы не считаете езду по ночным дорогам захватывающей, вы не сможете убедить в этом другого. Если вы не знаете, каково это – постоянно быть начеку, ожидая в любую секунду наткнуться на нетрезвого водителя, вы никогда не сумеете донести до учеников мысль о том, как опасно это хобби. Профессия инструктора выматывает, заставляет вкладывать в дело всю душу. И только по-настоящему любящий мотоциклы человек справится со сложностями и научиться получать от преподавания удовольствие.

Пример 2: Коля-любитель

Коля из Московской области, ему 35 лет, он работает водителем по свободному графику. Раз в 1-2 недели у Коли выдаётся свободный вечер, и тогда он берёт свой старенький Yamaha YBR 125 и проводит несколько счастливых часов, катаясь по ночному городу. Стоит Коле сесть в седло, как он мгновенно забывает обо всех проблемах и неприятностях, а беспокойства отходят на второй план. Он несётся по тёмным дорогам мимо неоновых вывесок магазинов и ярких фонарей, чувствуя, как ветер треплет его волосы. Хотя несётся – это сильно сказано. Коля редко практикуется, поэтому не решается разгоняться выше 80 км/ч. К тому же он часто забывает включить поворотники и не всегда успевает затормозить на светофорах, из-за чего ему пришлось пообещать жене не разгоняться быстрее 60 км/ч. Но это ничуть не огорчает Колю, ведь мотоциклы – его страсть, его спасение от скуки и однообразия жизни.

Недавно один друг предложил Коле подработать инструктором в его мотошколе, ведь он так любит мотоспорт, что точно сумеет зарядить учеников своей энергией. Коля согласился. Теперь Коля – мотоинструктор.

Вопрос. Понравится ли Коле новая работа?

Ответ. Вряд ли. Скорее всего Коля быстро поймёт, что его знаний и опыта недостаточно для качественного преподавания в школе. Да и его ученики скоро смекнут, что их учитель далеко не профессионал, и предпочтут обратиться за помощью к кому-то ещё. Потому что как бы человек не был влюблён в байки, одной страсти недостаточно – нужны и умения. Без постоянной практики у инструктора просто не получится донести до ученика правильные мысли. Тут важен посыл, настрой и, обязательно, крепкая база, от которой начинающий байкер сможет уверенно оттолкнуться.

Пример 3. Саша-профессионал

Саше 30 лет, он живёт в Москве, там же и работает. Изначально он учился на юриста, получил 6-летнее образование в одном из лучших российских вузов и даже поработал пару лет по специальности в районном суде, подписывая бумажки и разбирая корреспонденцию. Ещё на втором курсе Саша купил себе подержанный KTM 200 Duke и получил права, чтобы иметь возможность гонять с друзьями, когда пожелает. Однако со временем Саша начал втягиваться в это дело всё больше и больше. Он научился самостоятельно проводить все работы, связанные с ремонтом байка, зарегистрировался на мотофорумах, где познакомился с такими же увлечёнными людьми, и сменил свой Дюк на новую Honda CBR 600 F4i. Также он записался на дополнительные курсы повышения квалификации: контраварийный курс, городское вождение и мотоджимхану (маневрирование меж препятствий), после чего серьёзно увлёкся стантрайдингом (экстремальная езда и трюки). Параллельно Саша помогал лучшему другу осваивать мотоцикл с нуля, уделяя ему все выходные.

Вскоре Саша понял, что работа в суде его тяготит, и только рядом с мотоциклом он чувствует себя настоящим, к тому же друг постоянно хвалил его педагогические способности. Он уволился с работы, не забыв бурно отметить это событие, прошёл полный 126-часовой курс для переквалификации на инструктора и отправил своё резюме в несколько мотошкол. Благодаря 10-летнему опыту вождения и значительному количеству освоенных курсов, Саша быстро устроился на работу в мотошколе поблизости. Теперь Саша – мотоинструктор.

Вопрос. Понравится ли Саше новая работа?

Ответ. Однозначно да. Саша влюблён в мотоциклетный спорт, он умеет получать удовольствие от езды и знает все тонкости этого ремесла. Но, кроме этого, Саше нравится и преподавать. За годы вождения он набрал объёмный багаж знаний, которым с удовольствием делится с окружающими. А ученики видят в Саше настоящего лидера и знатока своего дела, поэтому и идут к нему с таким удовольствием. Саша нашёл своё призвание.

Кто имеет право обучать вождению мотоцикла (требования)

Ст. 46 Федерального закона об образовании гласит, что право работать инструктором имеют лица с высшим или средним профессиональным (не обязательно профильным) образованием. То есть, если вы закончили 11 классов и больше нигде не учились, работать в мотошколе вам запрещено. При этом работодатель может включать в требования прохождение дополнительных образовательных программ и самостоятельно решать, достаточным ли уровнем подготовки обладает кандидат. Кроме того, мотоинструктор обязан не реже 1 раза в 3 года проходить программы повышения квалификации по соответствующей специальности. Также закон требует, чтобы инструктор имел опыт вождения не менее 3-х лет, и чтобы в течение последних 5 лет его не лишали прав.

Кроме того, из-за потенциальных опасностей, которые сопутствуют мотоспорту, к инструкторам вождения предъявляются несколько дополнительных требований, открывающие доступ к работе. Первое из них – обязательный медосмотр перед приёмом на работу, а также периодические медицинские обследования в процессе работы (лучше ежегодно, но раз в 2-3 года тоже подойдёт). Основные проверки, входящие в медосмотр, – это наркологический и психоневрологический диспансер, но работодатель имеет право потребовать и дополнительные отметки в справке.

Что касается документов, перед началом преподавания мотоинструктор должен получить свидетельство на право обучения вождению мототранспорта, которое выдаётся после прохождения краткосрочного 3-недельного курса в государственной организации (например, в ДОСААФ) и сдачи соответствующего экзамена. Чаще всего такие курсы состоят из 126 часов теоретических и практических занятия, а также из 130 часов самостоятельной подготовки в рамках курса. Стоимость курсов для мотоинструкторов в Москве варьируется от 6000 до 10.000 руб.

Если кратко, то 6 требований к соискателям на должность мотоинструктора звучат так:

  1. Образование не ниже среднего профессионального;
  2. Повышение квалификации раз в 3 года;
  3. Водительские права и опыт вождения от 3-х лет;
  4. Отсутствие лишения прав в течение 5 лет;
  5. Медобследования (перед приёмом на работу + ежегодные);
  6. Свидетельство с разрешением обучать вождению мотоциклов.

Кто не имеет права обучать вождению мотоцикла

Ст. 331 Трудового Кодекса РФ содержит следующий список лиц, которые не допускаются к работе с учениками:

  • люди с судебным запретом на занятие педагогической деятельностью;
  • люди с судимостью за тяжкие, особо тяжкие или уголовные преступления;
  • люди, официально объявленные недееспособными;
  • люди с заболеваниями, которые накладывают ограничения на занятие педагогической деятельностью.

Штрафы за нарушение закона

Начинающий инструктор может выбрать один из двух легальных путей – пойти работать в мотошколу или оформиться, как ИП, и стать частным преподавателем. Существует и третий, незаконный вариант – работа частным инструктором без оформления требуемых документов. Нелегальный вариант позволит сэкономить время и избежать налогов, однако при выявлении и инструктору, и его ученикам грозит штраф.

Ученику придётся заплатить от 5000 до 15.000 руб. за управление мотоциклом без водительских прав (по статье 12.7 КоАП РФ).

Размер штрафа для инструктора определяется степенью серьёзности нарушения, которую оценивают правоохранительные органы или суд. Минимум, которым инструктор может отделаться – это штраф в 2500 руб. за передачу мотоцикла лицу без водительских прав (по статье 12.7 КоАП РФ). За незаконное ведение бизнеса (статья 171 КоАП РФ) он получит штраф до 300.000 руб., либо обязательные работы до 480 часов, либо 6-месячный арест. А уклонение от налогов (статья 198 УК РФ) считается уже уголовным преступлением и карается штрафом 100.000-300.000 руб., либо 6-месячным арестом, либо тюремным заключением в течение 1 года.

С чего начать новичку

После того, как вы убедились, что работа мотоинструктором – ваше призвание, получили необходимые документы и подтвердили своё право на управление байком, пришло время искать вакансию. Лучший вариант – опросить друзей и знакомых. Возможно, кто-то из них работал или работает в мотошколе, а может у кого-то есть полезные связи, которые помогут вам устроится по знакомству.

Если вы ищете в интернете открытые вакансии и объявления о поиске инструктора, делайте это на популярных сайтах с вакансиями, например hh.ru, superjob.ru, avito.ru, или на сайтах конкретных мотошкол, таких как «Автофактор». Подойдите ответственно к выбору первого места работы – впоследствии перейти в другую школу будет сложнее. Поэтому лучше потерять время, выбирая подходящие условия, чем быстро устроиться куда попало. При оформлении обязательно уточните все тонкости договора, прочитайте устав школы, если такой имеется, разузнайте про политику школы. Заключайте трудовой договор, только когда убедитесь, что вас всё устраивает.

Если работа в коллективе не для вас, и вы предпочитаете быть одиноким и свободным хранителем знаний, вам, чтобы найти учеников, придётся рекламироваться самостоятельно, предварительно зарегистрировавшись как индивидуальный предприниматель. Размещайте объявления на таких сайтах, как avito.ru, uslugi.yandex.ru, fl.tu и так далее. Когда появятся первые ученики, найдите подходящую площадку для тренировок и договоритесь об аренде. Прежде, чем отправляться на площадку с учеником, съездите туда самостоятельно, чтобы удостовериться в её надёжности. На этой же площадке, при необходимости, арендуйте и учебный мотоцикл: в Москве стоить это будет от 10.000 до 25.000 руб.

Что должен знать и уметь мотоинструктор

Согласно приказу Минтруда РФ от 28.09.18 об обучении вождению транспортных средств, в обязанности инструктора входит:

  • составление учебной программы, планирование хода занятий, подготовка учебных мест;
  • проведение инструктажа по безопасности перед началом каждого практического занятия;
  • практические и теоретические занятия, направленные на обучение вождению транспортного средства соответствующей категории, а именно мотоцикла. Причём занятия проводятся сначала на учебных тренажёрах (при наличии), затем на закрытой площадке, и наконец на учебном транспорте на городских дорогах;
  • контроль за соблюдением учениками правил безопасности и правил дорожного движения;
  • контроль и оценка начальных знаний учеников и знаний, полученных в процессе занятий, контроль за успеваемостью, а также уровнем их квалификации.

Кроме того, это же закон включает в себя 2 огромных перечня с перечислением знаний и умений, которыми должен обладать инструктор. Если пройтись по мотошколам и посмотреть на инструкторов, которые там работают, можно убедиться, что этим требованиям соответствуют единицы. С одной стороны, это связано с отсутствием контроля за исполнением закона, который в принципе невозможен из-за субъективности отдельных пунктов (как, например, оценить уровень знания психологических аспектов личности?). С другой стороны, сами работодатели не ищут в соискателях строгого соответствия, из-за чего начинающие инструкторы расслабляются и теряют желание развиваться.

Из всего этого следует, что для того, чтобы устроиться на работу, выполнять все предписания законодательства не обязательно. Однако, если вам всё же хочется узнать, как выглядит идеальный мотоинструктор, ниже приведены требования.

Перечень требуемых знаний:

  1. Законодательство РФ об образовании и предпринимательской деятельности, знание основных разделов Трудового кодекса РФ. Знание регламента ГИБДД о проведении квалифицированного экзамена, а также нормативов и требований к экзаменуемым.
  2. Локальные акты образовательных организаций (регламенты, уставы, методички) и её внутренняя структура. Политика учреждения, его цели и идеалы.
  3. Правила дорожного движения и другие подзаконные акты, регулирующие процесс вождения, а также правила безопасности по управлению мотоциклами.
  4. Теоретические основы, методики преподавания, психологические аспекты и эффективные приёмы общения, которые помогают коммуницировать с учащимися.
  5. Требования к учебным программам, мотоциклам, площадкам и учебным пособиям.
  6. Принципы работы основных узлов и агрегатов мотоцикла, основные аспекты работы с электротехникой.
  7. Границы ответственности за жизнь и здоровье учащихся.

Перечень требуемых умений:

  1. Непредвзятая оценка успехов и неуспехов учащихся, использование необходимых инструментов для оценки умений, контроль за учебным процессом на каждом этапе.
  2. Установка правильных взаимоотношений с учащимися, соблюдение субординации и норм педагогической этики.
  3. Умение решать конфликтные ситуации, искать компромиссы, отстаивать интересы учащихся на основании этических принципов и локальных правил организации.
  4. Разработка и своевременное обновление уникальных учебных программ, соответствующих законодательству РФ, а также возможностям учащихся.
  5. Обслуживание и мелкий ремонт учебной техники (мотоциклов, мопедов, питбайков).
  6. Умение убедить учащихся в необходимости внимательного освоения учебной программы и соблюдения ПДД и правил безопасности.

Чего работодатели ожидают от инструктора

На самом деле работодатели не ищут в будущих сотрудниках всех вышеперечисленных талантов. Они скорее полагаются на чутьё и выискивают среди массы однообразных гонцов за деньгами с корочкой инструктора мастеров своего дела. Если посмотреть на вакансии в интернете, в глаза бросаются основные требования, которые организации предъявляют соискателям. Такие требования делятся на 2 категории: формальные (бумаги, опыт, знания) и человеческие (желание стать частью коллектива, работать и постоянно учиться новому).

К первой категории относятся образование и опыт вождения. Чаще всего работодатели не довольствуются средним техническим образованием и относят высшее образование к обязательным требованиям. Это связано не столько с педантизмом, сколько с внутренней дисциплиной претендента и его желанием развиваться. Опыт вождения оценивается не по дате, указанной в водительских правах, а по реальному сроку вождения байка. В момент собеседования будущему инструктору предлагается продемонстрировать свои знания и умения на учебной площадке. В исключительных случаях работодатель просит также доказать опыт эксплуатации мотоцикла в городе и загородом.

В категорию человеческих качеств, которые работодатели ищут в сотрудниках, входят:

  • харизма;
  • способность к обучению и саморазвитию;
  • умение быть членом команды;
  • а также обаяние и коммуникабельность.

Харизматичных людей на фоне остальных выделяет, в первую очередь, жизненный оптимизм и уверенность в способностях. Такие люди не боятся ошибок и не страшатся нового, такие люди идут в бой с высоко головой, готовые сразить любого, кто встанет на их пути. И хотя они рьяно борются с врагами и недоброжелателями, их отличают вежливость и дружелюбие, неизменно присутствующие в каждом диалоге. Харизматики не забывают улыбаться, из-за чего без труда сходятся с малознакомыми людьми. Кроме того, они обладают недюжинными ораторскими способностями и правильно поставленной речью, которая привлекает к ним новых и новых последователей.

Способность к обучению и саморазвитию выражается в умении признавать собственное несовершенство и готовности постоянно учиться на ошибках. Без этих качеств нет смысла рассуждать о профессии мотоинструктора. Если человек не готов проходить курсы повышения квалификации, читать обучающую литературу, общаться с экспертами и забывать о времени за тренировками и отработкой навыков, у него не получится стать востребованным учителем. Усилия придётся прилагать не только на освоение мотоцикла, но и на оттачивание педагогического мастерства. Хороший мотоинструктор попытается найти подход к каждому ученику, а если это не получится, признает оплошность и постарается решить проблему.

Ошибочно мнение, что работа мотоинструктора примитивна: дал мотоцикл, объяснил принципы работы руля и панели управления, показал рычажки для разгона и торможения, а дальше ученик сам поймет, что к чему. Нужно только время и больше практических занятий. И ошибки отрабатывать необязательно – достаточно периодически напоминать о них. Одним понадобится меньше времени, другим – больше, но в конце концов научатся все. В реальной жизни это работает гораздо сложнее. На мотоцикле нет дублирующих педалей тормоза и газа (как на авто). Крошечная оплошность новичка, допущенная по вине инструктора, станет фатальной на дороге. А худшее: маленькая ошибка, привязавшаяся на этапе тренировок, останется надоедливой помехой на всю жизнь, и отучится от неё будет непросто.

Умение быть членом команды означает умение совмещать личные интересы с интересами других людей. Без собственного мнения стать членом команды не получится – кому нужен партнёр, который ничего не предлагает, а только соглашается с авторитетами. Не войдут в команду и эгоисты, нарциссы или люди, неспособные прислушиваться к чужим идеям. Для работы в группе понадобится способность идти на компромиссы, уступать, когда это необходимо, и бороться за собственные принципы до конца, если они входят в философию жизни. Одновременно с этим от инструктора ждут и умения работать не ради себя, а ради мотошколы, защищая её престиж, а не свой. Это сложно, но игра стоит свеч.

Обаяние и коммуникабельность – это не столько о врождённых качествах, сколько о понимании человеческой психологии и желании нравится людям. Каждый работодатель ищет в соискателях своё: одни делают акцент на профессионализм и мастерство, другие отбирают для работы только неординарных личностей. И умение вовремя понять на собеседовании, чего хочет интервьюер, значительно облегчает процесс поиска работы.

Из чего состоят курсы для мотоинструкторов

Несмотря на прописанные в законе требования к инструктору, в которые входит свидетельство о праве обучать вождению на байке, бумаги получить не так уж и просто. Дело в том, что в Москве нет официальных государственных организаций, которые бы выдавали это свидетельство, согласно установленному образцу. Нет ни одного учреждения, в которое можно было бы поступить на профиль «инструктор по вождению мотоцикла», из-за чего и возникает столько проблем. А мотошколы предпочитают не создавать себе конкурентов собственными руками, так что продают курсы только для сдачи экзамена, но не для переподготовки на мотоинструктора.

Однако есть и смельчаки, которые разрабатывают и выпускают на рынок полноценные курсы для мотоинструкторов. При этом помните, что завлекательные фразы о том, что «только с сертификатом вы станете востребованным» – не больше, чем попытка завлечь новых клиентов, а инструкторов на работу принимают на основе опыта и личных характеристик.

Как сказал однажды Уильям Уорд, американский писатель и автор сотен афоризмов, цитируемых спустя столько лет: «Посредственный учитель излагает, хороший учитель объясняет, выдающийся учитель показывает, а великий учитель вдохновляет». Этой же точки зрения придерживаются школы, занимающиеся подготовкой мотоинструкторов. Поэтому часто теоретические и практические занятий направлены на освещение педагогических и психологических принципов с точки зрения мотовождения. Среди лекций выделяются следующие:

  • Своеобразие учебного выезда: подготовка, демонстрация и настрой;
  • Изучение психотипов учеников: от головореза до пай-мальчика;
  • Раскрытие потенциала водителя до требуемого уровня;
  • Правила структурирования учебной информации;
  • Ошибки начинающих байкеров и способы их избежать.

То есть такие курсы не задаются целью улучшить навыки вождения, познакомить с внутренним устройством мотоциклов или обучить лихим трюкам. Вместо этого лекторы показывают, как направить накопленные опыт и знания в правильное русло, чтобы воспользоваться плодами профессионализма смог не только сам инструктор, но и ученики.

Сколько зарабатывают мотоинструкторы: разоблачение мифов

На волне последних трендов, когда профессия учителя, причём неважно какой специальности, резко возросла, по интернету начали расползаться теории и предположении о том, из чего складывается зарплата инструкторов по вождению, в том числе и мотоинструкторов. На самом деле, инструкторы зарабатывают не так много, как принято думать. Времена лёгких больших денег ушли в далёкое прошлое. Работа мотоинструктора – тяжёлое бремя, которое по силам не каждому.

К тому же, доходы зависят и от условий преподавания. В первую очередь важно то, работает ли инструктор на себя или преподаёт в мотошколе. Грамотных частных мотоинструкторов не так много, а школ с продуманной программой – ещё меньше. Одни не способны смириться с работой «на дядю» и уходят в частный бизнес, вне зависимости от рыночных расценок. Другие же предпочитают не рисковать и выбирают пусть не впечатляющую, зато фиксированную зарплату.

Миф 1. Самые большие деньги крутятся в частном бизнесе

Ошибочно рассчитывать на то, что частные уроки обогатят инструктора за пару месяцев. Это связано с конкуренцией и безграничным разбросом цен. Так, если зайти на сайт profi.ru, то можно обнаружить, что раскрученные и востребованные инструкторы с отзывами и оценками берут по 2500-3000 руб. за 60-минутные занятия, в то время как малопопулярные байкеры просят 800-1000 руб. за час пишут: «по договорённости», не уточняя цену. На Яндекс.Услугах разброс будет ещё сильнее: там учителя за часовое занятие просят от 500 до 6000 руб.

С частным бизнесом меньше мороки

Сложно представить, как появился такой миф, потому что предпринимательство всегда энергозатратнее, чем работа по контракту. В отличие от преподавания в мотошколе, частный бизнес требует лидерского мышления и готовности рисковать. Кроме того, у начинающих инструкторов встаёт вопрос о нужности (или ненужности) рекламы. Без рекламы вероятность того, что ученики о вас узнают и запишутся на урок, близка к нулю. Дешёвый и нетрудоёмкий способ рекламы – сарафанное радио. Чуть более сложный, но такой же бесплатный: ведение блогов, новостных страниц, сайтов с полезными статьями, самореклама на мотофорумах или в тематических группах в соцсетях, размещение объявлений на бесплатных площадках. И наконец, наиболее действенный (и дорогой) способ – платное рекламирование в поисковиках и соцсетях.

Второй источник мороки – вопрос о том, на чьих мотоциклах проводятся уроки, где мотоциклы хранятся, кто их обслуживает и как они доставляются до учебной площадки. Если у вас есть собственный застрахованный байк, а ученики приходят заниматься к вам во дворы, вопрос о транспортировке отпадает. Если нет – мотоцикл для занятий придётся арендовать. При этом учитывайте то, что мотоциклы сдаются на 4-6 часов или посуточно – аренда на 45 или 60 минут популярностью не пользуется. Так что, чтобы не терять деньги, договаривайтесь на 3-4 занятия подряд. В зависимости от марки и возраста байка, суточная аренда обойдётся в 2000-9000 руб.

Перед тем, как соглашаться на занятие с учеником, договоритесь о том, кто оплачивает аренду транспорта и учебной площадки. Удостоверьтесь, что ученик обзавёлся экипировкой – в противном случае вам запрещено обучать его вождению. Носите с собой запасной шлем, чтобы не пришлось отменять запланированное занятие из-за забывчивости клиента.

Миф 3. Зарплаты в мотошколах смешны до неприличия

Если в качестве места работы вы выбрали мотошколу, то первое, на что обратите внимание, – раскрученность и расположение школы. Чем популярнее место, тем больше учеников. Но помните, что раскрученность школы связана именно с наличием учеников, а не с зарплатами тех, кто там работает. Бизнес означает не только приятные бонусы, но и издержки.

На зарплаты влияют подход инструктора к работе и щедрость начальства. В Москве месячные зарплаты колеблются от 25.000 до 100.000 руб. (с учётом бонусов и премий). Однако минусом таких зарплат могут стать условия работы в мотошколе. Начинайте изучение трудового договора с графика работы. Узнайте, кто этот график составляет: инструктор или администрация образовательного учреждения, когда выходные и сколько часов придётся работать без перерыва. Ведь во время занятий инструктору запрещено уходить с учебной площадки. Это мелочь, которая открыто говорит об отношении работодателя к сотрудникам.

Плюсы и минусы работы мотоинструктором

Плюсы:

  • Отсутствует постоянный контроль со стороны руководства. Не придётся тратить время на написание отчётов, пятиминутки или праздничные корпоративы. Инструктор в первую очередь будет соблюдать интересы учеников, а не удовлетворять запросы начальства.
  • Относительно свободный график работы. Инструктору не придётся подстраиваться под чужое расписание, рано вставать или, наоборот, возвращаться домой в час-пик. Работа в команде подразумевает, что сегодня ты выручаешь коллегу, а завтра – он тебя.
  • Постоянное общение. За один рабочий день вы встретите столько ярких и запоминающихся клиентов, что скучать не придётся точно. Приобретённый опыт станет незаменимым инструментом для продвижения по социальной, карьерной и жизненной лестнице.
  • Тело в тонусе, физическое здоровье в порядке. Работа инструктором неотделима от физических нагрузок. Постоянное перемещение, в том числе резкие разгоны и торможения, сопоставимы со спринтерскими забегами. Лишний вес уйдёт с тела за 2-3 месяца.
  • Шанс забыть об окружающих проблемах. Если вы ищете способ переключиться и отдохнуть – эта работа для вас. Общаясь с учениками, не думайте ни о чём другом. Работайте на учеников, прогнозируйте и предугадывайте их поступки, давайте советы и предотвращайте проблемы.

Минусы:

  • Сезонность работы. Четыре месяца в году (ноябрь, декабрь, январь и февраль) часть мотошкол не работает. Другая – проводит занятия в облегченном режиме, из-за чего мотоинструкторы временно лишаются заработка. Это связано с отсутствием спроса на учёбу в зимний период, а также с отсутствием экзамена в ГИБДД (по причинам безопасности).
  • Невозможно взять и отойти с площадки (в туалет, покурить, перекусить, отдохнуть). Если ученики отрабатывают упражнения на площадке, рядом инструктора следят за соблюдением правил. Свободное время только в перерыв.
  • Работа на улице. Научить ездить на мотоцикле возможно только на улице, будет сказано не в укор мотошколам, преподающим в ангарах и на закрытых площадках. В любую температуру – хоть жара, хоть холода – придётся находиться на улице. Недостаток свежего воздуха инструктору не грозит. Так что тщательно выбирайте одежду для занятий и не забывайте, что в снежный или дождливый день ученики часто пропускают уроки без предупреждения.

Тест для тех, кто планирует работать в мотошколе

Ответьте на вопросы и примите решение, если все ответы «Да» – эта работа точно для Вас:

  1. Способны к общению с учеником, который противен. С которым в жизни никогда бы не встретились и не общались, а здесь его надо научить управлять мотоциклом и дать максимально возможный объем знаний и навыков вождения.
  2. Готовы к сверх нормы работать на площадке (если есть необходимость), выкладываясь по полной и не жалуясь на обстоятельства личной жизни.
  3. Стать частью команды – директор, администраторы школы, мотоинструктора, преподаватели теоретического курса и так далее. Ограничиться требованиями, прописанными в трудовом договоре, не получится. Это работа на результат. Общий результат, на который работает команда школы.
  4. Остаться после работы, чтобы разобраться в поломке байка и подготовить его к завтрашнему рабочему дню. Поставить диагноз, что поломка серьезная и на площадке нельзя починить. Самостоятельно заменить тормозные колодки, тросик газа или сцепления, долить масла или поменять лампочку.
  5. Воспринимать сотрудника ГИБДД, принимающего экзамен на категорию А как хранителя законных ценностей, а не самодура, который предъявляет завышенные требования.
  6. Сохранять чувство здорового юмора, даже когда не смешно. Понимать серьезность работы и зону ответственности при проведении практических занятий. Уважать мнение учеников в любой ситуации, даже когда они не правы.
  7. Воспринимать критику и понимать внутреннюю политику школы, при этом отстаивать свою точку зрения. Быть готовым смириться к определенным требованиям, не подлежащим разглашению.
  8. При необходимости уметь забивать гвозди, мести учебную площадку, красить стены, асфальт, менять лампочки и многое другое, что связано с внутренней жизнью школы. Да, работа требует полной самоотдачи. Делать не по просьбе сверху, обязательной к исполнению, а по внутреннему зову, для грамотной организации пространства для работы на учебной площадке.
  9. Постоянно совершенствовать свои навыки вождения, участвовать в разработке методики обучения и разработки новых курсов вождения мотоцикла. Быть в курсе событий, связанных с мотодвижением и быть готовым стать их участником.

Мотоинструктор мотошколы «Автофактор» Анастасия Сергеевна

Вернуться к списку статей
© 2009-2024 Автошкола «Автофактор»
Изготовление сайта – НБС-Медиа