Классификация мотоциклов

17.02.2021

Местом рождения мотоциклов принято считать Германию, где в 1885 г. два немецких инженера создали первый двухколёсный мотоцикл, работающий на двигателе внутреннего сгорания. Благодаря этому изобретению на рынках стали массово появляться мотоциклы всевозможных форм и размеров. С тех пор технологии шагнули далеко вперёд, и теперь, чтобы перечислить все существующие виды этого транспорта, понадобится время. Однако, несмотря на растущую с каждым годом популярность байков, единой классификации мотоциклов не существует, так что каждый трактует эти названия, как захочет. Эта статья объединила в себе известные и не очень группы мотоциклов, которые принято выделять в мире.

Виды мотоциклов по назначению

Классификация по целевому назначению – это разделение мотоциклов на группы в зависимости от сферы и условий использования. Данную классификацию важно знать, если вы собираетесь покупать первый мотоцикл и не уверены, на какую модель стоит обратить внимание.

Дорожный или классический

Как появились. Дорожными называют универсальные байки, подходящие для ежедневного передвижения по городу и преодоления небольших расстояний по трассе. Это мотоциклы классической компоновки, с которых и началась история мотоциклов и которые были «отцами» всех современных моделей. До сих пор они пользуются такой же популярностью, как автомобили.

Характерные особенности. Высота седла не ниже 85 см и вертикальная посадка – это основные черты, по которым водители понимают, что перед ними именно классический мотоцикл, а не какой-то другой. Классик обычно оснащён маленьким количеством внешних обвесов и полным набором светотехнических приборов для безопасного передвижения по дорогам общего пользования. Мощный мотор и модернизированная трансмиссия подходят для ежедневной городской езды, размер заднего и переднего колеса совпадает, что тоже облегчает передвижение по асфальтированным дорогам. Резина для классиков подбирается также с расчётом на универсальность: комбинированный протектор подходит для сцепления со всеми видами дорог.

Силовые установки, тип охлаждения, количество цилиндров, рабочий объём и обороты двигателя у дорожных мотоциклов могут быть разных видов и качества: встречаются как модели дорогих производителей, так и дешёвые китайские подделки. Дизайн мотоцикла включает в себя спокойные классические тона, такие как чёрный, белый, красный, синий.

Примеры производителей: Honda, Ducati, Suzuki, Jawa.

Спортивный или гоночный

Как появились. Первые соревнования по мотоспорту прошли в 1894 году, через 9 лет после создания первого мотоцикла, в Париже. С этого момента и начинается деление байков на «гражданские» и «спортивные». Широкое распространение мотоспорт получил в начале XX века, став популярным в странах Европы.

Характерные особенности. Гоночные мотоциклы создавались для победы, а не для удобства, поэтому сидеть на таких моделях некомфортно. Водитель вынужден располагаться на седле, лёжа на животе, либо, наоборот, свернувшись калачиком. Сохранять традиционную посадку с прямой спиной, когда скорость превышает 250 км/ч, непросто. По этой причине спортбайки не подходят для продолжительных поездок и дорог среднего качества.

Акцент в таких мотоциклах делается на скорость и управляемость – остальным факторам уделяется меньше внимания. Чтобы повысить аэродинамику, производители используют сплавы и обвесы из тонколистных лёгких металлов, оснащают их современными моторами. Количество оборотов в двигателе превышает 10 тысяч оборотов в минуту, чем и объясняется шумный жужжащий звук при движении. Максимальная скорость колеблется в пределах 290-300 км/ч.

Примеры производителей: Yamaha, Suzuki, Kawasaki, Triumph Daytona, Aprilia.

Туристический или турер

Как появились. Туристические мотоциклы называют «лимузинами» в мотомире: они роскошные, комфортабельные и стоят гораздо дороже классического байка. Первые туреры появились сравнительно недавно, так как до определённого момента люди не нуждались в шикарных мотоциклах, оборудованных таким количеством дополнительных функций. Сейчас же представить мир, в котором нет этих «сливок мотоциклетного общества», получается с трудом.

Характерные особенности. Туристические мотоциклы выполняют функцию, заложенную в название, - служат идеальным транспортом для туризма. Производители делают упор на комфорт, удобство и безопасность, пренебрегая при этом скоростью и управляемостью. Строение байка позволяет преодолевать расстояния до 1000 км в день и проводить в седле много часов подряд, не уставая. Кресло оснащается мягкими подушками, подлокотниками и высокой спинкой. На мотоцикле присутствуют боковые кофры и задний ящик для багажа. На дорогих моделях встречаются дефлекторы от ветра, кондиционеры, магнитолы, подстаканники, подушки безопасности и круиз-контроль. Часто такие мотоциклы имеют дополнительное пассажирское кресло.

Примеры производителей: Harley-Davidson, BMW, Honda.

Кроссовый

Как появились. Поездки по пересечённой местности обрели популярность в 10-х гг. XX века. Первые кроссовые мотоциклы никак не отличались от спортивных, но со временем стало понятно, что транспорту для кроссового спорта требуется срочная модификация. Во время гонок значение имела не точность, а скорость, и от этого и начали отталкиваться производители первых кроссовых байков. Апогей популярности мотокроссов пришёлся на 1960-е гг., откуда и берут начало кроссовые мотоциклы в современном понимании этих слов.

Характерные особенности. Гоночные мотоциклы для кроссов избавлены от лишних деталей, утяжеляющих конструкцию – фар, задних зеркал, поворотников, светотехники. Альтернативным способом сбросить лишний вес стала замена тяжёлых материалов на лёгкие: для рамы и других элементов конструкции принято использовать лёгкие сплавы металлов и пластик. Удобства – это последнее, о чём задумываются производители кроссовиков, поэтому седло на таких мотоциклах узкое и жёсткое, багажник и кофры отсутствуют. Вместо этого модели оснащаются защитными щитками из ударопрочной пластмассы, спицированными колёсами с грязевой резиной, крепкой подвеской, способной выдерживать сильные удары и перегрузки.

Примеры производителей: Kawasaki, Husqvarna, Gas-Gas.

Эндуро

Как появились. После создания мотокроссов, скоростная езда по бездорожью развивалась и вскоре появились новые дисциплины, впоследствии выделившиеся в отдельные виды спорта. Таким стал эндуро. В эндуро (англ. endurance – «выносливость») используется балльная система и ценится не только скорость, но и точность, эстетика и сложность выполненной программы. Поскольку эндуро стал самостоятельной дисциплиной, ему понадобились и собственные мотоциклы.

Характерные особенности. Эндуро отличают от кроссовых байков, благодаря мощности и тяжести. И, в отличие от предыдущих, эндуро пригодны для езды как по асфальту, так и по пересечённой местности. Эндуро байки оснащены компонентами, необходимыми для использования в пределах города: фарами и поворотниками, зеркалами заднего вида, компьютерами. Из-за наличия утяжеляющих компонентов эндуро потеряли возможность проходить болотные и пустынные места, но зато приобрели умение передвигаться по городским дорогам. Преимущество такого сочетания заключается в том, что водитель, съезжая с асфальта шоссе, может не бояться ухабов и ям, как это бывает в случае со спортивными или дорожными мотоциклами.

Примеры производителей: Honda, Suzuki, KTM, BMW, Ducati.

Для обучения вождению в мотошколе предоставляется мотоцикл Yamaha TW225, в простонародье пляжный эндуро. Компактный, легкий и надежный.

Найкед или нейкед

Как появились. «Самый простой способ отремонтировать разбитый спортбайк - это снять с него пластик и заменить клипоны прямым кроссовым рулём» - решил кто-то во времена лихих 90-х, и так появились первые найкеды (англ. naked – раздетый). Найкед представляет собой спортивный мотоцикл, адаптированный для городской езды и подстроенный под разбитые дороги, а не гоночные трассы. Изначально найкеды появлялись из непригодных для гонок спортбайков, и только потом на рынках появились первые модели, не переделанные из разбитых гоночных мото.

Характерные особенности. Другое название этого мотоцикла – стритфайтер (англ. streetfighter – уличный боец) – наглядно показывает, в какой сфере используется такой байк. Манёвренный и оглушительно громкий, с бешеной динамикой и управляемостью на высшем уровне – вот что в итоге получается из разбитых спортивных байков. Удобная посадка и улучшенное сиденье позволяют водителям использовать мотоцикл не только для коротких заездов, но и для полноценных уличных прогулок.

Примеры производителей: Ducati, Aprilia, MV, Triumph, KTM.

Для сдачи экзамена на категорию «А» школа вождения предоставляет мотоциклы Bajaj Pulsar NS 200 и KTM 200 Duke – одноклассники, выпускаются на одном заводе в Индии. Лучшие мотоциклы для начинающих байкеров на первый сезон, два.

Крузер или круизер

Как появились. Крузеры переродились из туристических мотоциклов и сразу заняли лидирующие позиции в сознании водителей, став своеобразным символом стиля. Крузер – это отшлифованный до блеска идеал американских раритетных автомобилей, заключённый в форму байка. Первые модели появились в Америке в 40-50-е гг. XX века, когда народу хотелось роскоши и брутальности. Таким образом, крузер – закономерный ребёнок своего века.

Характерные особенности. Главный признак крузеров – полное отсутствие пластика и обилие хрома, по цвету вписывающегося в цветовую гамму байка. Для крузеров характерна посадка не выше 75 см, мягкое седло с высокой спинкой, напоминающее сиденье автомобиля, выдвинутые вперёд подножки и U-образный руль. То есть водитель сидит в прямом, чуть откинутом назад положении с выставленными ближе к рулю ногами – как за рулём авто. Этого и желали достичь производители крузеров – ощущения, будто вы сидите в комфортабельном салоне, а не за рулём открытого байка. Другие черты круизеров: двухцилиндровые моторы, каплевидные баки, массивные щитки в форме крыльев над колёсами, не очень мощный мотор и массивность.

Примеры производителей: Harley-Davidson, Indian, Suzuki, Hyosung, Honda.

Чоппер

Как появились. Чоппер (англ. chop – рубить) – ещё один результат безжалостных модернизаций американцев. Чопперы появились в одно время с крузерами и напоминают во многом своих старших братьев, за исключением одной детали – вилки. Вилка чоппера удлинена до возможного максимума, а переднее колесо превосходит в размерах заднее. Самые отчаянные водители отправляли на свалку также и задние амортизаторы с передним тормозом и крылом, получая «сухую» раму, выглядящую стильно и броско.

Характерные особенности. Удобство, скорость, управляемость, мощность – всё это вторично для чопперов, единственное, что имеет значение, это стиль. Переднее колесо узкое и высокое – не ниже 50 см, а заднее, наоборот, – широкое и не превышающее 40 см. Чоппер – это не столько о внутренних достоинствах мотоцикла, сколько о внешнем виде. Сейчас в магазинах можно встретить крузеры или туристические байки «в стиле чоппер».

Примеры производителей: Harley-Davidson, Indian.

Дрэгстер или дрифтер

Как появились. Дрэгстер или дрэг – это потомок спортивных мотоциклов, созданных для прохождения усложнённых дистанций. Он используется для драг-рейсинга – американской забавы, которая заключается в прохождении короткой дистанции в рекордно-короткий срок. Изначально дрэгстеры создавались для заездов на ¼ мили (0,4 км), поэтому единственным критерием для таких мотоциклов была способность разогнаться до запредельных скоростей как можно быстрее. Со временем дрэгами начали называть все байки, в которых акцент делается на мощность.

Характерные особенности. Гонки по друг-рейсингу проводятся на ровной прямой дороге, так что хорошей подвеской и устойчивостью к ямам и ухабам дрэгстеры не отличаются. Дрэги оснащаются двумя колёсиками по бокам корпуса, не дающими мотоциклу упасть на старте и создающими дополнительный вес. Поскольку изгибов на траектории дрэгстеров не встречается, управление упрощено, и руль выполняет скорее эстетическую функцию. Обычно руль прямой и узкий, чтобы водитель, держась за него, не создавал лишнего сопротивления воздуху.

Примеры производителей: Kawasaki, Yamaha, Harley-Davidson.

Кастом

Как появились. Кастомы (англ. custom – изготовленный на заказ) – это несерийные мотоциклы, созданные в единственном экземпляре на основе пожеланий заказчика. Можно сказать, что они появились одновременно с изобретением мотоцикла, так как первые модели часто изготавливались по предварительному заказу.

Характерные особенности. Отличить кастомы от других видов мотоциклов невозможно, так как кастом – это любой несерийный байк. Кастомы создаются на базе чопперов, скутеров или спортбайков, но фантазия заказчика может превратить их во что угодно. Существуют дрэгстеры, оснащённые реактивной тягой, которые создавались только для того, чтобы победить в гонке. Также к разряду кастомов относятся бобберы, рейсеры и модели с авиационными силовыми установками радиального типа или многоцилиндровыми моторами.

Примеры производителей: собрать байк на заказ может любой производитель.

Электробайк

Как появились. Электрические мотоциклы появились в последние 20 лет, как технологичный шаг вперёд. Вместо ДВС используется электромотор, питаемый от перезаряжаемого аккумулятора. Сложно сказать, где и когда появились первые электромотоциклы – в какой-то момент они просто объявились на рынках и мгновенно завоевали расположение покупателей.

Характерные особенности. Электробайки работают от аккумулятора, который заряжается в течение 4-8 часов. Запас хода небольшой, так что заряжать мотоцикл придётся каждые несколько дней. Однако технологии сделали эксплуатацию байка проще и безопаснее. Электрический двигатель состоит из трёх элементов: мотора, аккумулятора и контроллера. Благодаря этому у электробайков не бывает коробок передач и лапок сцепления – управлять ими легче, а ремонтировать и заменять износившиеся детали мотора придётся гораздо реже.

Примеры производителей: Lightning, Alta Motors, Eltreco, MOTAX, Super Soco.

Вернуться к списку статей
© 2009-2021 Автошкола «Автофактор»
Изготовление сайта – НБС-Медиа