На каком мотоцикле лучше учиться ездить в мотошколе

09.02.2021

Разделим, то, что объединяет не связанную между собой технику:

  • Первый мотоцикл - техника, на которой предстоит закрепить навыки, полученные в мотошколе, на дорогах общего пользования. Личный мотоцикл.
  • Мотоцикл для обучения в мотошколе (техника, на которой лучше получать первоначальные навыки управления). Рассматривается в статье.
  • Учебные мотоциклы для участия в спортивных соревнованиях (вхождение в мотоспорт). Материал для следующей статьи.

Мотоциклы мотошколы «Автофактор» для учебной езды.

Мотоциклы для обучения езде в мотошколе должны соответствовать нескольким параметрам:

  1. Соответствовать транспортному средству категории «А» (объем двигателя больше 125 кубов и мощностью больше 11 киловатт), что меньше указанных значений, относится к подкатегории «А1». Мотоцикл мотошколы должен быть предназначен для езды по дорогам общего пользования, иметь ПТС, СТС и государственный регистрационный знак.
  2. Конструктивная надежность, легкость обслуживания и ремонта. Учебные мотоциклы используются на пределе технических решений. На них учатся ездить, совершают ошибки, часто нарушают условия эксплуатации. Мотоциклы должны быть способны переносить падения и сохранять при этом работоспособность.
  3. Отсутствовать проблемы с запчастями. Мотоцикл, как транспортное средство, подлежит техническому обслуживанию. Учебной технике необходимо уделять много внимания. Из-за жёстких условий эксплуатации ресурс части запчастей и регламентных работ сокращается в два, а то и в три раза. К тому же узлы и агрегаты, часто ломаются из-за падений, и требует оперативной замены.
  4. Дружелюбие к начинающим мотоциклистам. В первую очередь, это флегматичный, ресурсоемкий маломощный мотор. Обратная связь при работе ручкой газа должна быть прогнозируемой, плавной, без рывков и задержек. Должна быть чётко ощутимая и длинная серая зона работы сцепления - нужна для того, чтобы ученик мог плавно медленно тронуться, понять и почувствовать момент увеличения тяги. Тормоза (передние и задние) должны быть эффективными и не резкими, чтобы усилие на курок или лапку было легко дозировать. Так же тормоза должны иметь стойкость к перегреву.
  5. Компактность и лёгкость учебного мотоцикла. Управлять байком до 200 кг гораздо проще. Будет легче рулиться, живее отзываться на телодвижения ученика, в крайнем случае, проще научить балансу и удержать от падения.

Мотоциклы для обучения вождению в мотошколе «Автофактор».

Для обучения используем мотоцикл Yamaha TW225. Ученик получает основы управления двухколёсной техникой. Этот мотоцикл используется на первом, втором занятии, но если возникают сложности с усвоением программы, то обучение продолжается дальше на этом же мотоцикле до того момента, пока ученик не будет готов к усложнению задач.

После первого, второго занятия обучение продолжается на мотоцикле Bajaj Pulsar 200 NS (не путать с 125 NS и 180 NS, это другие мотоциклы). Bajaj 200 NS - тяжелее по весу, выше по седлу, другая посадка. Мотоцикл похож на полноценный байк, а не на велосипед с моторчиком. Для продвинутых занятий или контраварийного курса используются мотоциклы KTM 200 Duke и Honda CB400. Первый представляет собой лёгкий и манёвренный стрит-байк, идеальный для начинающих в городе. Второй же - это нестареющая классика, простая в управлении, с нужным новичку флегматичным мотором.

Лучшим решением будет учиться на всех мотоциклах, которые есть в парке мотошколы. Конечно, не доводя до абсурда. Необходимо освоить азы на Yamaha TW225, затем привыкнуть делать те же упражнения на Bajaj Pulsar 200 NS, понять рулёжку. Потом можно переходить на KTM 200 Duke и Honda CB400. Чем больше мотоциклов будет обкатано, тем быстрее развивается понимание, что принципы управление везде одинаковые. Усвоив азы, ученик должен научиться применять знания на любой технике и быстро адаптироваться к новому байку. А это приходит только с практикой, которую наша школа даёт возможность получить.

Yamaha TW225 - прекрасный мотоцикл для начинающих мотоциклистов. Прощает многие ошибки ученикам. Разрешает обращаться с собой, как с «велосипедом». TW225 имеет «простую» конструкцию, «лёгкий» вес и «низкую» посадку. Ремонтируется при наличии инструмента любым, кто разбирается в технике. В мотошколе «Автофактор» мотоциклы данной марки хорошо себя зарекомендовали, участвуют в процессе обучения уже восемь лет.

Почему лучше учиться ездить на мотоцикле Yamaha TW225 на первых занятиях:

  1. Он отлично тянет на низах. Можно совершать любые элементарные упражнения на холостом ходу, работая только серой зоной сцепления, не боясь, что мотоциклу не хватит тяги. Почему это так важно? Вспомните, какой позиции придерживается известный мотогонщик Кейт Код в своих книгах, посвященных технике вождения мотоцикла. Внимание человека не безгранично, надо уметь его правильно распределять, что крайне сложно делать на первых занятиях. Часть умений должна быть доведена до автоматизма, но у начинающего мотоциклиста нет ещё ни одного такого умения. Поэтому мы должны минимизировать его задачи. Для того, чтобы мотоцикл ехал, нет необходимости контролировать ручку газа - одного сцепления хватит. Таким образом, ученик сосредотачивает своё внимание на работе только левой руки, не отвлекаясь на правую. Как только работа сцеплением не будет вызывать сложностей, и навык будет отработан, можно усложнять задачу и добавлять работу газом. Плавный набор, стабильное удержание одной скорости, плавный сброс. Добиваемся отработки этих навыков. После того, как ученик сможет плавно трогаться, используя сцепление и газ. Плавно ускоряться, держать ровный газ во время движения, плавно тормозить за счёт только переднего тормоза, только заднего тормоза, обоих тормозов, можно усложнять задачу и подключать работу корпусом. Сначала на ускорении и торможении. Потом в маневрировании. И так далее, последовательно подключая важные основы управления байком.
  2. У этого мотоцикла плавная ручка газа. Двигатель ровно тянет во всём диапазоне оборотов. Не происходит задержки отклика работы мотора при дозировании подачи топлива. При увеличении подачи топлива ускорение происходит планомерно без задержек и рывков, пропорционально углу поворота ручки газа. Резкость в управлении возникает только при провоцировании мотоцикла на такую езду. Ручка газа прогнозируема. Такая «покладистость» на первых занятиях необходима и сильно облегчает задачу.
  3. Конструкция мотоцикла имеет ряд преимуществ: небольшой вес (120 килограммов), короткая колёсная база, что облегчает управляемость, широкие колеса, большой угол поворота руля. Совокупность этих изначально заложенных в конструкцию решений позволяет TW225 быть максимально простым для начинающих.
  4. P.S. Занятия по вождению мотоцикла начинаются с объяснений работы органами управления (понимание в любом случае придет в процессе вождения, но что «можно» и что «нельзя» делать и почему лучше объяснить до первого урока вождения. Да, важно объяснить и добиться понимания правильного начала движения (причём, разными способами: на холостом ходу (только за счёт работы сцепления) и с газом (за счёт работы как сцепления, так и газа). Но, что равнозначно важно, так это умение ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ. Правильно тормозить на мотоцикле можно несколькими способами, меняющимися в зависимости от ситуации. Ученик должен освоить все виды торможения: передним тормозом, задним тормозом, обоими тормозами, торможение двигателем, экстренное торможение. Эти навыки тоже необходимо наработать до автоматизма, чтобы избежать торможения "ногами" в стрессовой ситуации. Приведём пример, произошедший в нашей школе. Ученик, севший первый раз на мотоцикл, учился начинать движение и останавливаться. Первые тридцать минут занятие шло по плану, учащийся освоил три варианта торможения, отрабатывал начало движения и остановку с передним тормозом (скорость мотоцикла маленькая, на уровне человеческого шага). Траектория движения проходила по прямоугольнику (периметр учебной площадки), против часовой стрелки. Совершая очередной левый поворот, ученик непроизвольно увеличил подачу топлива (повернул ручку газа, так как напрягал руки и тянулся за рулем, чего делать нельзя). Мотоцикл начал ускоряться. Ученик еще сильнее вцепился в руль (так устроена психика человека – крепко держаться в экстремальной ситуации) и от приложенных усилий еще сильнее выкрутил ручку газа. Мотоцикл подчинился и начал ускоряться. Инструктор (первые занятия проводятся в мотошколе «Автофактор» индивидуально: один ученик и с ним на протяжении занятия находится один инструктор) успел нажать кнопку аварийной остановки двигателя. Мотоцикл резко остановился, ученик упал от неожиданности, но остался цел и невредим. Легкий испуг остался, зато извлек урок – в руль не вцепляться. Если бы мотоцикл был не Yamaha TW225, а Bajaj Pulsar NS 200, то ускорение произошло бы гораздо быстрее, не факт, что инструктор смог бы успеть его остановить.
    Корректная работа тормозов, как задних, так и передних. На первых занятия по вождению мотоцикла нужно научиться чувствовать схватывание тормозных колодок. Понять степень прилагаемого усилия на рычаг (лапку) тормоза и соответствующую интенсивность торможения. Тормозная система в свою очередь должна обеспечивать эффективное торможение (передний тормоз) и стабилизировать мотоцикл при маневрировании (задний тормоз). На TW225 задний тормоз барабанный, да, тормозит не так эффективно, как дисковый, но на данном этапе (на первых занятиях) это не имеет значения – важно, что, не имея опыта работы с тормозами мотоцикла, барабанный тормоз гораздо сложнее перегреть, что у начинающих часто происходит. Дисковый же тормоз перегревается, это случается на мотоциклах Bajaj Pulsar NS 200. Перегрев жидкости происходит не из-за того, что мотоцикл или жидкость некачественные, а оттого, что правильные навыки пока не наработаны и допускаются ошибки. Плюс колёсной базы - это хорошая управляемость и большое пятно контакта покрышки с асфальтом, а так же низкий центра тяжести. На таком мотоцикле легче объяснить и понять физику прохождения поворотов и объезд препятствий. Важно заложить на этом этапе умение работать корпусом тела, научиться быть расслабленным, не напрягать руки и держаться за бак ногами. Как следствие - ученик будет меньше уставать от вождения, не будет тратить силы на "борьбу" с мотоциклом.
    P.S. Азы вождения - это в том числе и работа взглядом. Куда смотришь, туда и едешь. Этому надо учить с первого занятия, как бы тяжело ни было оторвать взгляд ученика из под колеса. Напомню о концентрации внимания. Получив базовую часть навыков управления мотоциклом, нужно это закрепить и улучшить. Делать элементарные вещи не задумываясь, на автомате. Первое время правильно работать взглядом и управлять мотоциклом сложно, через непродолжительное время приходит понимание работы органами управления и «правильный взгляд» начинает закрепляться и уходить на опережение траектории. На TW этот промежуток "привыкания" значительно меньше, чем на Bajaj Pulsar NS 200.

Аналогичные по конструкции мотоциклы, которые используют в других мотошколах.

Часть мотошкол используют для обучения мотоциклы производства КНР, такой опыт работы присутствует, но негативный. Частые поломки и отсутствие запчастей на ближайшие годы отбили желание использовать в качестве учебной техники. Опять же, это зависит от того, как учить: если ездить по площадке на холостых, то любая техника подойдет и прослужит не один год, но, как только начинается полноценное обучение, то поломки станут неизбежны. Это аксиома.

Получив необходимые начальные навыки вождения, учеников мотошколы пересаживаем на Bajaj Pulsar NS 200 – городской найкед, копия KTM DUKE 200 (оба мотоцикла производятся на одной производственной линии в Индии, 90% запчастей взаимозаменяемы). Мотоцикл резвый и требует элементарных навыков вождения, провоцирует на активную и динамичную езду, несмотря на небольшую кубатуру двигателя. Часть учеников приобретают впоследствии мотоциклы такого класса, но с повышенной кубатурой и первый самостоятельный выезд в город не требует переобучения или привыкания.

Стоимость обучения в мотошколе зависит, в том числе от парка и состояния учебных мотоциклов. Мотоциклы в школе обновляется каждый год – максимум три года эксплуатации (исключение Yamaha TW225, снят с производства, также каждые три года комплексно меняются узлы и агрегаты).

Вопросы от учеников относительно выбора мотоцикла для обучения вождению:

Почему выбор на Yamaha TW225, а не Honda FTR 223? На хонде лучше работает коробка передач и не возникает проблем с поиском нейтральной передачи на экзамене в ГИБДД.

Да, на Yamaha TW225 проблемы с поиском нейтральной передачи возникают на экзамене после пятого сдающего ученика, на Honda FTR 223 после седьмого ученика (именно на экзамене в ГИБДД, когда идет прием экзамена и участвует один мотоцикл для ряда учеников). Принцип работы коробки одинаковый на обоих мотоциклах и при постоянном ползании на площадке на низких скоростях масло перегревается, и поиск нейтральной передачи становится затруднительным, но не невозможным. Исключив «нервозность», можно найти нейтраль в любом случае, как минимум, используя небольшую перегазовку. Если присутствуют необходимые навыки, то это не составит проблем на любом мотоцикле. Так же учим включать нейтральную передачу "на подкате", то есть, когда мотоцикл подкатывается к линии «Стоп» на экзаменационных упражнениях. Опыт эксплуатации Honda FTR 223 как при обучении, так и для экзамена, в избытке.

Почему на экзамен в ГИБДД на категорию «А» Yamaha TW225 предоставляете для сдачи только девушкам, а остальные сдают на Bajaj Pulsar NS 200?

Задача мотошколы - научить управлять мотоциклом, помимо сдачи экзамена. Но так же школа может исходить из потребностей ученика: например, больше натаскивать на сдачу экзамена или напротив - больше учить ездить. На Yamaha TW225 многие, окрыленные легкостью управления и обретшие ошибочную уверенность в своих силах (мотоцикл прощает много ошибок начинающим байкерам), перестают думать о получении навыков вождения. Экзамен сдает не ученик, а мотоцикл. Прошли этот этап, как школа, много лет назад. Поэтому учеников пересаживаем на Bajaj Pulsar NS 200 (девушек по желанию). Мотоцикл с характером, требует от ученика навыков работы органами управления и контроля баланса тела. Выбор, сделанный школой, – учить осознанному управлению мотоцикла.

Хочу пройти курсы вождения на личном мотоцикле. Это возможно?

Да, это возможно. Но сдавать на нём экзамен не получится – это сложная процедура. Не только площадки мотошколы должны пройти аттестацию для приема экзамена в ГИБДД, но и каждый мотоцикл должен соответствовать критериям, предъявляемым к учебной технике.

Мотоциклы на которых учите ездить, предоставляются на экзамен в ГИБДД?

Да, но не все. Нет необходимости выставлять на экзамены все мотоциклы мотошколы. Да, аттестованы для предоставления в ГИБДД все учебные мотоциклы. Ставим: три Bajaj Pulsar NS 200 и две Yamaha TW225.

Могу пройти обучение вождению только на одном экзаменационных мотоцикле, чтобы сдать ГИБДД на технике, которую знаю?

Нет. Учебные мотоциклы имеют тенденцию не прогнозируемо ломаться, как следствие этого не быть выставленными на экзамен. Настаиваем, чтобы обучение шло на всех мотоциклах. Да, присутствуют нюансы в поведение, но алгоритм управления одинаковый, марки мотоциклов для экзамена не меняются Bajaj Pulsar NS 200 и Yamaha TW225 (для девушек). Не забывайте, что техника проходит постоянное техническое обслуживание, что меняет поведение байка. Также перед экзаменом ГИБДД даем поездить на экзаменационных мотоциклах по площадке, чтобы убрать стресс и нервозность.

Итог, на каком же мотоцикле лучше учиться ездить? Однозначно на том, который можете контролировать. Техника должна соответствовать навыкам вождения. На начальном этапе ответственность за жизнь и здоровье учащегося несет мотошкола, поэтому используем максимально безопасный и понятный в управлении мотоцикл. Для первых занятий должен быть легкий в управлении и дружелюбный к ученикам байк, доставляющий удовольствие от вождения и прощающий ошибки. В дальнейшем, когда навыки будут расти, можно переходить к сложной и скоростной технике. Главное - чтобы байк соответствовал умению и навыкам вождения водителя.

Мотоинструктор мотошколы «Автофактор» Анастасия Сергеевна

Вернуться к списку статей
© 2009-2021 Автошкола «Автофактор»
Изготовление сайта – НБС-Медиа