Обучение езде на мотоцикле. На что обратить внимание и как получить результат

12.01.2021

План занятий и количество уроков по вождению мотоцикла определяет конечную стоимость обучения в мотошколе. Результатом обучения становится не только получение водительских прав с открытой категорией «А», но и получение навыков вождения достаточных для самостоятельного вождения мотоцикла.

Количество уроков и план каждого занятий по вождению мотоцикла регламентирован приказом 1408 Минобразования, но следовать утвержденной методике на практике сложно. Начальный уровень подготовки приходящих учеников отличается в разы: начиная с физических данных и заканчивая способностью к восприятию учебного материала.

Данный фактор нормальный, и определяется в первую очередь интересами ученика пришедшего на занятия. Условно учеников можно разделить на две группы по целям обучения в мотошколе:

  • подготовка к экзамену, что можно реализовать за 18 часов вождения, учитывая отсутствие опыта и навыков вождения;
  • научиться управлять мотоциклом. Имея полученные навыки вождения, сдать экзамен в ГИБДД, и после курсов самостоятельно пилотировать байк, что сложнее, так как требует от ученика понимания причинно следственной связи между действиями и поведением байка, также доведения механических действий до автоматизма. Количество занятий может увеличиться, среднее количество 15 – 18 занятий по 120 минут каждое (или дополнительные программы обучения: джимхана, продвинутое и контраварийное вождение).

Распределение уроков вождения по часам и план каждого занятия (приказ 1408)

Наименование заданий Количество часов практического обучения
Первоначальное обучение вождению
Посадка, действия органами управления 2
Пуск двигателя, начало движения, переключение передач в восходящем порядке, переключение передач в нисходящем порядке, остановка, выключение двигателя 2
Начало движения, движение по кольцевому маршруту, остановка с применением различных способов торможения 6
Повороты в движении, разворот для движения в обратном направлении 4
Движение в ограниченных проездах, сложное маневрирование 4
Итого 18

Методика обучения вождению мотоцикла, аналогична изучению любых дисциплин и работает по принципу - начиная с простого и заканчивая сложным.

«Дьявол кроется в мелочах», выражение как нельзя лучше подходит обучению вождению мотоцикла.

  1. Торможение: при нажатии на тормоз, мотоцикл начнет ехать медленнее, но при излишнем усилие, заблокируется одно из колес (в зависимости от нажатия на передний или задний тормоз), что может привести к падению. Надо учиться торможению: сначала по прямой, потом до поворота и в повороте. Постоянно контролировать загрузку передней вилки и чувствовать работу задних амортизаторов. Это требует времени. Не легко как кажется на первый взгляд. На автомобиле ошибки в управлении не так влияют на качество вождения, на мотоцикле это приводит к трагедии.
  2. Начало движения и ускорение: учиться надо контролируемому ускорению, что подразумевает знание законов физики и основ устройства мотоцикла. Сначала учим работать сцеплением, понятию «серая зона», после принцип загрузки передней или задней вилки, что требует понимания.
  3. Маневрирование на малых скоростях: понятие свешивания и контрсвешивания, наклон мотоцикла для уменьшения радиуса поворота, принцип «руления». На данном этапе, к сожалению, следуем желанию ученика: подготовка к экзамену – первый путь, учиться ездить – второй. Второй путь требует больше времени, уроков вождения, но результат, за который не стыдно.
  4. Скоростное маневрирование, объезд препятствий, комбинированное торможение: ответственный период обучения, подготовка к выезду в город. Анализ и разбор ошибок на площадке. Комплекс упражнений, имитирующий езду в городских условиях.
  5. Экзаменационная площадка: Упражнения для сдачи экзамена на категорию «А». Подготовка к сдаче экзамена, объяснение требований для получения положительной оценки.

Продолжительность занятий по вождению: уточняйте, сколько длится одно занятие, и планируйте силы. Занятие может длиться один час - может быть 60 минут, может быть 45. Так и продолжительность одного занятия 120 минут или 90 минут, перерывы будут в обоих случаях. Законодательно установлено час – 60 минут (одно занятие 120 минут). При выборе мотошколы уточняйте продолжительность занятия до оплаты курсов. Необходимо учитывать способность к восприятию и переработке полученной информации. Обучение езде на мотоцикле нельзя сравнивать с походом в театр или бар, ресторан. На каждом занятии придется работать, обильное появление пота нормальное состояние. Тяжело не только физически, но и морально, из преподаваемого курса упражнения начнут получаться не с первого и второго раза, потребуется многократное повторение, пока не придет понимание и не станет получаться.

Парк мотоциклов: понять человеку выбирающему курсы вождения, сколько мотоциклов у мотошколы участвуют в обучении нельзя. Стоящая на площадке мото техника может принадлежать другой (другим) организации, или арендуют место для хранения. По факту, чем больше мотоциклов, тем лучше для учащихся. Наличие парка из 15 мотоциклов гарантирует отсутствие простоя при поломке технике, что не редкость, учитывая режим эксплуатации. Отсутствие привыкания к одному мотоциклу или марки мотоциклов, также плюс при обучении. Если присутствуют мотоциклы разных классов и отличающиеся кубатурой двигателя, еще лучше. Не отказывайтесь и практикуйте навыки езды на той технике, которую предоставляют на занятиях. Возраст и внешний вид байка, не единственная характеристика, главное техническое состояние, понять можно на пробном занятии. При неисправности, надо ставить в известность инструкторов на площадке. Часто, не исправностью говорит о не умение пользоваться органами управления мотоцикла. Примеров много, слушайте, что говорят на площадке.

Защитная экипировка: требование школы – обязательное наличие экипировки на ученике при управлении байком на уроках по вождению. Выдаваемая защита: черепаха (плечи, грудь, спина, локти), наколенники, шлем. Самостоятельно надо купить подшлемник. Приходить на занятия надо в комфортной, лучше спортивной одежде, учитывая погоду на улице, чтобы не замерзнуть или не получить тепловой удар, от излишней теплой одежды. На площадке можно переодеться. Экипировка должна плотно сидеть на одежде – условие реализации защитных функций при не предвиденных ситуациях. Прежде, чем одевать экипировку, посмотрите на размер черепахи и шлема (экипировка должна плотно прилегать к телу), не стоит натягивать на себя черепаху или пытаться с болью одеть шлем. Выберете на размер больше. Болтаться шлем на голове, а черепаха на теле, также не должны. На первом уроке помогут выбрать подходящий размер, постарайтесь запомнить, чтобы в следующий раз не тратить время на поиски. Надевать защиту на майку или наколенники на голые колени никто не даст – элементарные требования по соблюдению гигиены.

Преподавательский состав: это главное, при обучении вождению. Не стоит искать инструктора из мира мотоспорта (если в будущем не планируете профессионально выступать на соревнованиях), в мотошколе задача подготовить учеников для гражданской езды по дорогам общего пользования. Наличие подтверждающих документов дающих право обучать вождению новичков обязательный атрибут, в наличии у каждого инструктора, но проверка не возбраняется. При подборе инструкторов делаем акцент на наличие педагогического опыта и знаний основ психологии. Необходимо достучаться до каждого ученика, что от полученных навыков вождения зависит безопасность вождения в будущем. Для этого нужны знания и опыт работы с людьми, в противном случае результат не будет достигнут. Вторым пунктом при приеме на работу – опыт вождения байка. Нельзя научить другого, если сам не ездил на мотоцикле по Москве, а лучше по просторам России и зарубежья. Грамотный инструктор объясняет выполнение упражнения исходя из опыта ситуаций, которые возникнут при пилотирование байка в условиях города или трассы. Умение донести знания до каждого ученика ценим больше. Ученикам – умение слушать и слышать, что говорят. Дискуссии после занятий, только приветствуются. Для этого отдельно ввели в курс обучения лекции по «Мотобезопасности», где скрупулезно рассматриваем нюансы при выборе, вождении, эксплуатации и хранения мотоциклов. Отдельно рассматриваем тематику подбора экипировки и особенности вождения в городе.

Занятия по вождению должны доставлять удовольствие и проводиться в комфортных условиях. Раздевалка, зарядка для телефонов, кулер с водой, учебная площадка разделенная на зоны для получения начальных навыков вождения и отработки экзаменационных упражнений. Позитивно настроенные инструктора верящие в то, что сможете справится с временными трудностями и поехать самостоятельно, постоянно находящиеся на площадке, замечающие и исправляющие ошибки. Работающие мотоциклы и нормальная экипировка. Это минимум, о наличии которого лучше узнать до оплаты школы вождения.

Без плодотворной работы учащегося на учебной площадке, услуги мотошколы превращаются в фарс. Только совместными усилиями добьемся результата. Настройте себя на работу, заставить не сможем. Да, поможем убрать страхи, победить неуверенность, научить прогнозировать траекторию движения мотоцикла и предвидеть развитие дорожной ситуации, но только при постоянном участии в учебном процессе учащегося. Без проявления интереса к изучаемого предмету, не получится добиться 100% результата. Не стесняйтесь задавать вопросы: администратору автошколы, преподавателю по теории или инструктору по вождению.

Русская пословица: «Ученье без уменья не польза, а беда».
Желание и здоровое чувство юмора – основа обучения езде на мотоцикле.

Мотоинструктор мотошколы «Автофактор» Дмитрий Викторович

Вернуться к списку статей
© 2009-2021 Автошкола «Автофактор»
Изготовление сайта – НБС-Медиа