11 января 2019 года до всеобщего сведения стал доступен проект изменений законодательства Российской федерации, касающийся приема квалификационного экзамена на право управления транспортными средствами. Изменения требующие понимания и уточнения. Проект изменений вносимых в законодательные акты РФ проходит оценку регулирующего воздействии (ОРВ) на сайте regulation.gov.ru, участие для обсуждения открыто для заинтересованных лиц, кому интересна тематика законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения (включая физических лиц). Срок подготовки оценки заключения проекта акта - 30 дней. Цель принимаемых изменений - снижение аварийности с участием водителей недавно получивших водительское удостоверение и улучшение навыков управления мотоциклов, автомобилей, автобусов.
Рассмотрим проект изменений только для обучения и приёма экзамена на категорию «А», и подкатегорию «А1», предлагаемых нововведений больше, но относится к другим категориям транспортных средств.
Более детально, что предлагается изменить (в каких нормативных документах) и сравним с действующей редакцией:
Пункт 21.4. «Обучаемому вождению на мотоцикле подкатегории «А1» или мопеде должно быть не менее 15 лет, на мотоцикле категории «А» – не менее 17 лет».
Пункт 21.4. «Обучаемому на автомобиле или мотоцикле должно быть не менее 16 лет».
Данная трактовка Правил дорожного движения обоснованна и своевременной. Программы обучения на категорию «А» и подкатегорию «А1» имеют различия и проще объяснять будущим ученикам указывая ссылку на нормативный акт, в каком возрасте разрешено приступать к обучению вождению на соответствующую категорию (подкатегорию). На категорию «А» до экзамена в ГИБДД допускают только при достижении возраста 18 лет (данные требования сохранились).
Пункт 13. «При проведении практического экзамена на право управления транспортными средствами категорий «A» и «М» и подкатегории «A1» у кандидата в водители проверяются навыки управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории путем выполнения следующих маневров:
Пункт 13. «При проведении указанного экзамена у кандидата в водители проверяются первоначальные навыки управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории путем выполнения следующих испытательных упражнений:
Подробно описаны требования к учащимся прошедшим обучение в автошколе, предъявляемые при приёме квалификационного экзамена. Вероятно, что через некоторое время поменяются экзаменационные упражнения (появятся новые элементы упражнений), или ужесточатся требования (уменьшатся габариты или изменится время на выполнение упражнений). В планируемой редакции перечисляются «манёвры», которые должен уметь выполнять кандидат в водители, раньше перечислялись «упражнения» и утвержденные нормативы (габариты упражнений и время на выполнение). Для категории «А», подкатегории «А1» сохранилось, что прием экзамена осуществляется на «автодроме» или «закрытой площадке», но возможны изменения, и также будет приниматься вождение в условиях реального городского движения на дорогах с разной интенсивностью движения транспорта.
Требования к транспортным средствам используемых для приема практического экзамена ГИБДД:
Предлагаемое изменение спорно, и приведёт к тому, что мотошколы перестанут предоставлять мотоциклы для учеников других мотошкол (автошкол) для сдачи экзамена. Мотоцикл с таким объёмом требует навыков вождения, что есть не у каждого кандидата в водители пришедшего в ГИБДД. Если утвердят предложенную редакцию, то это отобразится на конечной стоимости обучения. Стоимость будет отличаться от указанной в договоре в сторону увеличения – никто не станет предоставлять ученику такой мотоцикл, необходима уверенность в безопасности проводимых уроков по пилотированию байка (что обоснованно) и потребуется больше уроков по управлению байка, чем положено в соответствии с законодательством.
Насколько предложенный проект повлияет на снижение аварийности и поможет улучшить качество подготовки будущих мотоциклистов, сказать сложно. Мотошкол, занимающихся именно обучением вождения мотоцикла в Москве не больше 10, а предлагающих пройти курс обучения на категорию «А» больше 100.
15 ноября 2018 года в управлении ГИБДД г. Москвы состоялось встреча руководства ГИБДД г. Москвы с представителями автошкол. Обсуждалось, в том числе качество подготовки водителей и необходимые меры для улучшения ситуации на дорогах города. Диалог состоялся, стороны обменялись мнениями, работа по изменению законодательства продолжается.