Проект обучения и приема экзамена на категорию «А»

14.01.2019

11 января 2019 года до всеобщего сведения стал доступен проект изменений законодательства Российской федерации, касающийся приема квалификационного экзамена на право управления транспортными средствами. Изменения требующие понимания и уточнения. Проект изменений вносимых в законодательные акты РФ проходит оценку регулирующего воздействии (ОРВ) на сайте regulation.gov.ru, участие для обсуждения открыто для заинтересованных лиц, кому интересна тематика законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения (включая физических лиц). Срок подготовки оценки заключения проекта акта - 30 дней. Цель принимаемых изменений - снижение аварийности с участием водителей недавно получивших водительское удостоверение и улучшение навыков управления мотоциклов, автомобилей, автобусов.

Рассмотрим проект изменений только для обучения и приёма экзамена на категорию «А», и подкатегорию «А1», предлагаемых нововведений больше, но относится к другим категориям транспортных средств.

Более детально, что предлагается изменить (в каких нормативных документах) и сравним с действующей редакцией:

девочка на мотоцикле.jpg

Постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации
от 23 октября 1993 г. № 1090
«О правилах дорожного движения»

Предлагается внести изменения и утвердить редакцию:

Пункт 21.4. «Обучаемому вождению на мотоцикле подкатегории «А1» или мопеде должно быть не менее 15 лет, на мотоцикле категории «А» – не менее 17 лет».

Действующая редакция:

Пункт 21.4. «Обучаемому на автомобиле или мотоцикле должно быть не менее 16 лет».

Комментарий:

Данная трактовка Правил дорожного движения обоснованна и своевременной. Программы обучения на категорию «А» и подкатегорию «А1» имеют различия и проще объяснять будущим ученикам указывая ссылку на нормативный акт, в каком возрасте разрешено приступать к обучению вождению на соответствующую категорию (подкатегорию). На категорию «А» до экзамена в ГИБДД допускают только при достижении возраста 18 лет (данные требования сохранились).

Полицейский на мото 2.jpg

Постановление Правительства Российской Федерации
от 24 октября 2014 г. № 1097
«О допуске к управлению транспортными средствами»

Предлагается внести изменения и утвердить и утвердить редакцию:

Пункт 13. «При проведении практического экзамена на право управления транспортными средствами категорий «A» и «М» и подкатегории «A1» у кандидата в водители проверяются навыки управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории путем выполнения следующих маневров:

  • передвижение мототранспортного средства задним ходом, без включения двигателя, и установка на место стоянки;
  • управление на малой скорости в габаритном коридоре;
  • маневрирование на малой скорости;
  • скоростное маневрирование;
  • торможение и остановка при движении на различных скоростях, включая экстренное торможение;
  • маневрирование в ограниченном пространстве».

Действующая редакция:

Пункт 13. «При проведении указанного экзамена у кандидата в водители проверяются первоначальные навыки управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории путем выполнения следующих испытательных упражнений:

  • маневрирование в ограниченном пространстве;
  • торможение и остановка при движении на различных скоростях, включая экстренную остановку, в случаях проведения экзамена на транспортных средствах категорий "M" и "A" и подкатегории "A1";
  • парковка транспортного средства и выезд с парковочного места;
  • остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров».

Комментарий:

Подробно описаны требования к учащимся прошедшим обучение в автошколе, предъявляемые при приёме квалификационного экзамена. Вероятно, что через некоторое время поменяются экзаменационные упражнения (появятся новые элементы упражнений), или ужесточатся требования (уменьшатся габариты или изменится время на выполнение упражнений). В планируемой редакции перечисляются «манёвры», которые должен уметь выполнять кандидат в водители, раньше перечислялись «упражнения» и утвержденные нормативы (габариты упражнений и время на выполнение). Для категории «А», подкатегории «А1» сохранилось, что прием экзамена осуществляется на «автодроме» или «закрытой площадке», но возможны изменения, и также будет приниматься вождение в условиях реального городского движения на дорогах с разной интенсивностью движения транспорта.

Мотоциклы.jpg

Предлагается внести изменения и утвердить:

Требования к транспортным средствам используемых для приема практического экзамена ГИБДД:

  • категории «А» - на транспортных средствах категории «А» без бокового прицепа с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания не менее 300 куб. см и максимальной конструктивной скоростью не менее 110 км/ч
  • подкатегории «А1» ‑ на транспортных средствах подкатегории «А1» без бокового прицепа с максимальной конструктивной скоростью не менее 90 км/ч.

Действующая редакция:

  • категория "A" - двухколесное транспортное средство категории "A" без бокового прицепа с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, превышающим 125 кубических сантиметров, или максимальной мощностью, превышающей 11 киловатт;
  • подкатегория "A1" - двухколесное транспортное средство подкатегории "A1" без бокового прицепа.

Комментарий:

Предлагаемое изменение спорно, и приведёт к тому, что мотошколы перестанут предоставлять мотоциклы для учеников других мотошкол (автошкол) для сдачи экзамена. Мотоцикл с таким объёмом требует навыков вождения, что есть не у каждого кандидата в водители пришедшего в ГИБДД. Если утвердят предложенную редакцию, то это отобразится на конечной стоимости обучения. Стоимость будет отличаться от указанной в договоре в сторону увеличения – никто не станет предоставлять ученику такой мотоцикл, необходима уверенность в безопасности проводимых уроков по пилотированию байка (что обоснованно) и потребуется больше уроков по управлению байка, чем положено в соответствии с законодательством.

Обучение будет разбито на два этапа:

  • I этап - вождение на мотоциклах с небольшим объёмом двигателя (от 125 до 250 куб. см) и разумной мощности от 20 до 25 лошадиных сил.
  • II этап - вождение на мотоциклах с объёмом двигателя выше 300 куб.см., и мощностью двигателя от 40 лошадиных силы.

Насколько предложенный проект повлияет на снижение аварийности и поможет улучшить качество подготовки будущих мотоциклистов, сказать сложно. Мотошкол, занимающихся именно обучением вождения мотоцикла в Москве не больше 10, а предлагающих пройти курс обучения на категорию «А» больше 100.

15 ноября 2018 года в управлении ГИБДД г. Москвы состоялось встреча руководства ГИБДД г. Москвы с представителями автошкол. Обсуждалось, в том числе качество подготовки водителей и необходимые меры для улучшения ситуации на дорогах города. Диалог состоялся, стороны обменялись мнениями, работа по изменению законодательства продолжается.

Вернуться к списку новостей