Учебные мотоциклы: требования к мотошколам

Учебные мотоциклы влияют на качество подготовки и конечную стоимость не меньше, чем формат лекций или состояние площадки для вождения. От количества, марки и возраста байков зависит многое, начиная со стоимости курса и заканчивая объёмом полученного опыта. Без приличной техники научиться водить невозможно, даже если мотошкола уверяет в обратном. Практика – первое и необходимое условие сдачи экзамена ГИБДД () с первого раза.

Выбирая мотошколу, обращайте внимание на то, в каком состоянии находятся учебные мотоциклы. Если байки ненадёжны, помяты и разваливаются под водителем, это повод продолжить поиски.

Почему учебный мотоцикл так важен

Первый мотоцикл формирует привычку управления на всю жизнь. Если сразу не научились правильно разгоняться, тормозить, маневрировать и обгонять, переучиваться в дальнейшем будет гораздо труднее совершенствовать навыки вождения. Неисправный мотоцикл выработает неправильное положение рук и корпуса, и, когда пересядете на другой или новый байк, долгие часы потраченные на практику окажутся бессмысленными. Привыкнув к чему-то, сложно изменить себя. По этой причине главная задача мотошколы – научить правильно и с первого раза.

Другой фактор, напрямую зависящий от состояния учебных мотоциклов, – безопасность. Вождение мотоцикла считается рискованным занятием, и даже на небольших скоростях есть вероятность получить серьёзные травмы. А неисправный транспорт повышает эти шансы.

На что обратить внимание

Количество

Размер мотопарка – это показатель того, как образовательная организация подходит к организации учёбы. Чем больше у школы байков, тем меньше вероятность, что из-за поломок и неисправностей будут отменяться уроки. Вряд ли кому-то понравится теория вместо практики из-за отсутствия транспорта под рукой. Так что возможность в любой момент заменить байк на другой и продолжить занятие – плюс для школы вождения. При этом не забудьте убедиться, что мотоциклы принадлежат мотошколе, а не 5-10 соседним заведениям, которые занимаются на этой же площадке или оставляют здесь технику на хранение, что тоже не редкость.

Состояние и возраст

Часто школы убеждают учеников в том, что, если мотоцикл едет – он в порядке, а внешний вид не играет никакой роли. Но это не так. Мотоцикл должен быть чистым, ухоженным, без подтёков масла или других технических жидкостей. Попросите разрешения осмотреть байк, убедитесь, что и корпус, и внутренности выглядят надёжными и исправными, обращать внимание на потертости пластика и рукояток не стоит. После этого присмотритесь к тому, как используется техника во время занятий.

Если упражнения отрабатываются на холостом ходу, значит в этой мотошколе Вам покажут только, как проезжать экзаменационную площадку, и на этом все закончится. Здесь не учат водить. Учат сдавать экзамен, переучиваться придется в другом месте и за другие деньги.

Если же ученики используют задний тормоз, работают сцеплением и маневрируют наклоняя байк, то здесь Вас будут учить. В этом случае мотоциклы должны меняться не реже 1 раза в 3 года и будут выглядеть потрёпанными, но при этом ехать. Обратите внимание на то, включают ли водители техники нейтральную передачу при остановке, этот навык надо закладывать в самом начале обучения и постоянно совершенствовать, учиться включать нейтраль до остановки мотоцикла.

Разнообразие

Ученики отличаются друг от друга физическими характеристиками (как минимум ростом), поэтому мотошкола должна располагать достаточным количеством вариантов. Невысоким людям начинать учиться на байке с седлом выше 900 мм не только сложно, но и небезопасно. Так же, как и людям с ростом выше среднего, использующим транспорт высотой ниже 750 мм.

К тому же в течение учёбы полезно пару раз поменять мотоцикл, чтобы понять поведение мотоциклов разных классов и кубатуры. Первые занятия гораздо лучше проводить на мотоциклах с лёгким управлением и низким центром тяжести, но при этом тяговитых на холостом ходу (на таких мотоциклах легче объяснить азы вождения мотоцикла) Пример такого мотоцикла – Yamaha TW225. Для последующих занятий лучше использовать модели, рекомендованные для сдачи экзамена ГИБДД, вроде Bajaj Pulsar NS 200 (аналогичные мотоциклы, но повышенной кубатуры приобретают в качестве первого мотоцикла 60% наших учащихся).

Кто отвечает за поломки

Кто отвечает за поломки. Прежде чем оплачивать обучение, уточните, кто несёт ответственность за ремонт мотоцикла в случае повреждении на занятии. Возможно, узнаете много нового.

Как построены практические занятия мотошколах

Многое зависит от того, какая цель ставится на занятиях по вождению.

  • Если мотошкола ставит себе задачу научить управлять байком, то мотоциклы будут ломаться независимо от стоимости, бренда и возраста. Какие-то – чаще, какие-то – реже, но поломки будут в любом случае. Вас будут учить работать задним и передним тормозом, чувствовать мотоцикл в зоне схватывания сцепления, наклонять байк на поворотах, вместо того чтобы рулить. Ограничение во времени изначально подразумевает жёсткий режим эксплуатации. Полноценный практический курс для среднестатистического новичка составляет 16-18 занятий по 120 минут. В таком случае ученик спокойно научится работать органами управления с учётом тонкостей поведения байка, но мотошколе придётся быть готовой к частым поломкам техники.
  • Если же задача мотошколы ограничивается подготовкой к экзамену ГИБДД, учебные мотоциклы будут жить гораздо дольше. В этом случае практика сводится к езде на холостом ходу по экзаменационной площадке по спланированному маршруту, а также к плавному ускорению и торможению даже на упражнении «скоростное маневрирование». То есть вместо всесторонней подготовки получите только необходимый минимум. И за этим последует неминуемый дорогостоящий ремонт уже своей, а не учебной техники.

Учебные мотоциклы в мотошколе «Автофактор»

Для сведения: в школе вождения «Автофактор» каждый год приобретается минимум два новых мотоцикла марки Bajaj Pulsar NS 200. В мотошколе Bajaj 6 штук (два купили в декабре 2020 года на сезон 2021, два купили в начале мотосезона 2020, ещё два остались с лета 2019 года). Старые износившейся мотоциклы ежегодно продаются. В процессе работы меняется резина (лучше стоковой, которой хватает максимум на 1 год), так что управление мотоцикла меняется в лучшую сторону.