Первое занятие по вождению мотоцикла

Посадка, действия органами управления:

Методические рекомендации - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2013 № 408: Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий: Учебный предмет "Специального цикла" Вождение транспортных средств категории "A" (с механической трансмиссией).

  • Место проведения занятия: Оборудованная учебная площадка для обучения вождению мотоцикла
  • Продолжительность занятия: 2 астрономических часа (120 минут)
  • Мотоциклы для обучения: Yamaha TW225 и Yamaha YBR125
  • Тема занятия: Начальное обучение вождению мотоцикла (Посадка, действие органами управления мотоцикла)
Цель занятия: Познакомить ученика с органами управления мотоцикла, основными узлами, правилами эксплуатации, техникой безопасности. Объяснить прямую зависимость межу посадкой пилота мотоцикла и управлением (показать влияние на управление переноса центра тяжести тела). Научить ученика трогаться с места, двигаться на мотоцикле по прямой с последовательным переключением передач, приемам плавного и экстренного торможения. Начать отработку поворотов, змейки на малой скорости.

Учебный материал к занятию: Посадка, действия с органами управления мотоцикла:

Посадка на транспортное средство, ознакомление с органами управления, регулировка зеркал заднего вида

Правильная посадка на мотоцикле основа безопасного управления транспортным средством данной категории. Телосложение человека и многообразие мотоциклов подразумевает наличие у каждого водителя индивидуальной оптимальной посадки в зависимости от управляемой двухколесной (трехколесной) техники. Существуют основные постулаты и принципы, регламентирующие правильное положение тела водителя при управлении мотоциклом (посадки за рулем).

Связь с мотоциклом: На мотоцикле надо сидеть расслабленно, только прижимаясь ногами к бензобаку. При этом держаться надо не только коленями, а прижиматься всей внутренней поверхностью ног. Бедра и спина водителя должны быть связаны с корпусом мотоцикла.

Руки должны быть немного согнуты в локтях и расслаблены. Управляя мотоциклом мышцы рук не должны находится в постоянном напряженном состоянии. Руки водителя отвечают за стабильную и постоянную связь тела водителя с мотоциклом. Рассмотрим пример: в случае притормаживания, если Вы не упретесь ногами в бак, Ваши руки подчиняясь законам физики с большей силой будут опираться на руль, тем самым мешать осуществлять контрруление, и снижать эффективность управления.

Расслабление тела при движении. Как только мышцы тела становятся расслабленными, сразу появляется легкость и плавность в движении, траектории становятся более понятными и правильными, что сильно влияет на безопасность вождения мотоцикла.

Типичные ошибки при посадке на мотоцикл:

При торможении мотоцикла колени не упираются в бензобак, следовательно загружаются мышцы рук, исключая возможность процесса контрруления - проще говоря нет возможности для эффективного маневрирования.

Во время ускорения мотоцикла, руки водителя распрямлены. При этом мотоциклист удерживается в седле при разгоне за счет прилагаемого усилия рук. Корпус смещается назад (смещается центр тяжести), руки тянут руль вверх, тем самым разгружая переднюю вилку. Как результат - существенно снижается управляемость. Пригибаясь на старте к бензобаку, и держась, в основном, коленями, мотоциклист значительно эффективнее управляет мотоциклом.

Посадка боком. Всегда, мотоциклист должен представлять единое целое с мотоциклом, но особенно важно - во время входа или выхода из поворота. Нельзя елозить по седлу пятой точкой или двигать зад. Эффективнее не напрягая рук, немного пригнуться вперед, сместив центр тяжести, что позволит в любой момент грамотно среагировать на изменившуюся дорожную ситуацию своевременным маневром.

Органы управления мотоцикла (Yamaha TW 225)

Вид слева

1. Крышка топливного бака
2. Топливный краник
3. Держатель шлема
4. Держатели багажных ремней
5. Пластина регулировки натяжения цепи
6. Фильтрующий элемент воздушного фильтра
7. Ручка пускового устройства (воздушной заслонки)
8. Педаль переключателя передач

Вид справа

9. Багажник
10. Аккумуляторная батарея
11. Смотровое окно для проверки уровня масла в двигателе
12. Педаль тормоза
13. Комплект инструментов владельца
14. Плавкий предохранитель
15. Держатели багажных ремней
16. Искрогаситель

Функции приборов и органов управления

1. Рычаг сцепления
2. Выключатели на левой рукоятке
3. Спидометр
4. Главный выключатель / Замок руля
5. Индикаторы
6. Выключатели на правой рукоятке
7. Рычаг тормоза
8. Рукоятка дроссельной заслонки
9. Крышка топливного бака

Выключатели на левой рукоятке

1. Переключатель света фар
2. Переключатель указателя поворотов
Для индикации правого поворота переведите переключатель в положение , левого поворота в положение.
При отпускании переключатель возвращается в центральное положение. Для отмены подачи сигнала поворота нажмите на переключатель после того, как он вернется в центральное положение.
3. Выключатель звукового сигнала
Нажмите на этот выключатель для подачи звукового сигнала.

Выключатели на правой рукоятке

1. Выключатель остановки двигателя
Перед запуском двигателя установите этот выключатель в положение . Устанавливайте этот выключатель в положение в аварийных ситуациях , например при опрокидывании мотоцикла или при заедании троса дроссельной заслонки
2. Выключатель стартера
Нажмите на этот выключатель для проворачивания коленчатого вала двигателя стартером.

Спидометр


1. Спидометр
2. Одометр
3. Счетчик дальности поездкиРучка сброса
В узел спидометра входят собственно спидометр, одометр и счетчик дальности поездки. Спидометр показывает скорость движения. Одометр показывает общий пробег мотоцикла. Счетчик дальности поездки показывает пройденное расстояние с момента сброса счетчика на ноль при помощи ручки сброса.

Индикаторы


1. Сигнальная лампа дальнего света
2. Сигнальная лампа указателя поворота
При переводе переключателя указателя поворота вправо или влево эта сигнальная лампа начинает мигать.
3. Сигнальная лампа нейтрали «N»
Когда коробка передач находится в нейтрали, эта сигнальная лампа горит

Регулировка зеркал заднего вида:

Основное правило, которым необходимо руководствоваться водителю при настройке зеркал заднего вида мотоцикла (автомобиля) – свести к минимуму «мертвую зону» , которая делает не видимым транспортное средство, находящиеся в ней, для Вас. При настройке зеркал мотоцикла руководствуются следующим: надо настроить зеркала таким образом чтобы в левый нижний угол (правого зеркала) можно было видеть задний поворотник (при поднятом локте), по аналогии левое зеркало. Угол наклона - 75% на асфальт.

Действия органами управления сцеплением и подачей топлива

Сцепление один из основных узлов мотоцикла, от корректности работы зависит эффективность передачи крутящего момента двигателя к заднему (толкающему) колесу мотоцикла. Упростим и запомним:

Сцепление - отвечает за плавность работы двигателя

Органы сцепления

Рычаг сцепления
Рычаг сцепления расположен на левой рукоятке руля. Для выключения сцепления прижмите рычаг к рукоятке руля. Для включения сцепления отпустите рычаг. Для обеспечения плавной работы сцепления рычаг следует нажимать быстро, а отпускать медленно.
Рычаг сцепления оборудован выключателем, который является частью системы блокировки цепей зажигания (относится к мотоциклам производства YAMAHA).
Педаль переключателя передач
Педаль переключателя передач расположена с левой стороны двигателя и используется в сочетании с рычагом сцепления для переключения 5-ступенчатой коробки передач с шестернями постоянного зацепления, используемой на этом мотоцикле (YAMAHA TW225).

Переключение передач позволяет Вам контролировать величину мощности двигателя, необходимую для трогания с места, ускорения, езды вверх по склону и т.д.

ПРИМЕЧАНИЕ: Для переключения коробки передач в нейтраль многократно нажимайте на педаль переключателя передач до тех пор, пока она не дойдет до конца своего хода, а затем немного приподнимите ее.

ОСТОРОЖНО:

  • Даже при включенной нейтрали не двигайтесь накатом в течении длительного времени с остановленным двигателем и не буксируйте мотоцикл на дальние расстояния. Коробка передач получает адекватную смазку только при работающем двигателе. Недостаточное количество смазки может вести к повреждению коробки передач.
  • При переключении передач всегда используйте сцепление для предотвращения повреждения двигателя, коробки передач и силовой передачи, которые не способны выдерживать ударные нагрузки, возникающие при силовом переключении передач.

Подача топлива в двигатель происходит в следствии управления (поворота) рукоятки газа. Увеличение подачи топлива (открытие дроссельной заслонки) прибавляет обороты двигателя, увеличивая крутящий момент (тяга) передаваемый на заднее колесо мотоцикла. Сброс газа (прикрытие дроссельной заслонки) - уменьшает подачу топлива и снижает крутящий момент. Упростим и запомним:

Рукоятка газа - отвечает за стабильность оборотов двигателя

Подача топлива

Рукоятка открытия дроссельной заслонки (подача топлива)
Открытие (поворот на себя), закрытие (поворот от себя) дроссельной заслонки увеличивает подачу топлива в двигатель и увеличивает (уменьшает) крутящий момент передаваемый на заднее колесо.

Взаимодействие органами управления сцеплением и подачей топлива

Умение работать газом и сцеплением - основа безопасного управления мотоциклом. Двигаясь на холостом ходу с отпущенным сцеплением если немного добавить газа, то мотоцикл резко дернется вперед (если Вы совершили данное действие в повороте, то инстинктивно посмотрите вперед, и мотоцикл поедет вслед за Вашим взглядом, а не туда куда Вы планировали заранее) - задача на практических занятиях получить устойчивые навыки работы сцеплением. С легка придерживая сцепление и плавно добавляя газ исключить рывки при движении не зависимо от выбранной траектории. Более подробное объяснение можно получить посмотрев видео «Ride like a pro» (с 12 минуты видео).

Действия органами управления сцеплением и переключением передач

ОБЯЗАТЕЛЬНО посмотрите эти два видео. Технология вождения мотоцикла от признанных школ: Джерри Палладино (Ride Like A Pro) и Кей Код (Twist of the Wrist)

Как трогаться с места и ускоряться

  1. Выключите сцепление нажав на его рычаг.
  2. Установите первую передачу в коробке передач. Индикатор нейтрали должен погаснуть.
  3. Постепенно открывайте дроссельную заслонку, одновременно плавно отпуская рычаг сцепления.
  4. В рекомендованные моменты переключения, указанные в таблице (для YAMAHA TW225), закрывайте дроссельную заслонку и одновременно быстро нажимайте на рычаг сцепления.
  5. Переключайте коробку передач на вторую передачу. (Следите за тем, чтобы не включить нейтраль).
  6. Немного откройте дроссельную заслонку и постепенно отпускайте рычаг сцепления.
  7. Выполняйте такие же операции при переходе на следующие более высокие передачи.

Рекомендованные моменты переключения передач (для YAMAHA TW225)

Моменты переключения при ускорении, км/час Моменты переключения при замедлении, км/час
с 1 на 2 15 20
с 2 на 3 20 20
с 3 на 4 30 20
с 4 на 5 40 20

Как производить замедление

  1. Используя передний и задний тормоза, замедляйте движение мотоцикла.
  2. Когда скорость мотоцикла упадет до 20 км/час включите первую передачу. Если двигатель начинает глохнуть или работать очень неровно, выключите сцепление и остановите мотоцикл при помощи тормозов.
  3. Когда мотоцикл почти остановится, переведите коробку передач в нейтраль. При этом должен загореться индикатор нейтрали.

Действия органами управления передним и задним тормозами

Рычаг тормоза (передний тормоз)
Расположен на правой рукоятке руля. Для включения переднего тормоза прижмите рычаг к рукоятке руля.
Педаль тормоза (задний тормоз)
Расположена на правой стороне мотоцикла. Для того, чтобы включить задний тормоз нажмите на педаль тормоза.

Взаимодействие органами управления передним и задним тормозами

Чтобы правильно тормозить надо понимать физику движения мотоцикла, написано много статей и снято видео. Подробно как тормозить (факторы влияющие на тормозной путь) показано на видео - Лаборатория "В шлеме" - Даже, нечего добавить.

Как тормозить на мотоцикле
Торможение на мотоцикле с АБС и без

Взаимодействие органами управления подачей топлива, передним и задним тормозами

Удержание равновесия на неподвижном транспортном средстве