Права подкатегории «А1»: всё что нужно знать о водительском удостоверении для вождения лёгкого мотоцикла

Что значит права категории «А1»

Для удобного вождения транспортных средств и для структурирования законодательства РФ все транспортные средства, начиная с велосипедов и сноубордов и заканчивая троллейбусами и маршрутками, разделяются на категории и подкатегории. Категория «А», согласно ФЗ №196 «О безопасности дорожного движения», включает в себя мотоциклы, без уточнения их мощности и габаритов. К подкатегории прав «А1» относятся только лёгкие мотоциклы, иными словами – мотоциклы с двигателем внутреннего сгорания, объём которого не превышает 125 см3, а мощность которого не превышает 11 кВт.

Подкатегорию «А1» не зря называют облегченной версией категории «А»: водительские права категории «А» автоматически дают право на управление всеми транспортными средствами из категории «А1» без дополнительных экзаменов (при условии, что в медицинской справке указано отсутствие противопоказаний). То есть, если человек сдал экзамен ГИБДД и получил право управлять всеми мотоциклами, он также получил право управлять лёгкими мотоциклами – никаких особых разрешений для этого не требуется. Однако, чтобы перейти с категории «А1» на полноценную взрослую категорию «А», придётся проходить курс обучения в мотошколе, заново сдавать экзамен в ГИБДД и получать новые права.

В некоторых классификациях встречается другое деление – классификация транспортных средств по техническим категориям, закреплённая в Решении Таможенного союза №877 «О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств» (принят 9 декабря 2011 года). На основе этого документа лёгкие мотоциклы не выделяются в отдельную группу и относятся вместе с остальными мотоциклами к категории L3 – транспортные средства с двумя колёсами и двигателем внутреннего сгорания, объёмом не менее 50 см3, или же транспортные средства с двумя колёсами, способные разгонятся быстрее 50 км/ч. Однако в водительском удостоверении, в соответствии со ст. 25 ФЗ №196 «О безопасности дорожного движения», указывается категория по первой классификации, то есть «А1».

Не следует также путать категорию «А1», которую мы разобрали выше, с категорией «АI» самоходных машин. Дело в том, что самоходные машины, например сельскохозяйственные машины, такие как тракторы и комбайны, самосвалы, снегоходы, квадроциклы, строительные краны и катки для асфальта, относятся к отдельному виду транспортных средств и делятся на свои собственные категории. Так, права категории «АI» самоходных машин (удостоверение машиниста-тракториста) даёт право на управление внедорожными мототранспортными средствами, развивающие скорость до 50 км/ч, например снегоходами, квадроциклами, мотовездеходами. Главное отличие этой категории – возможность водить только внедорожные средства, доступ к дорогам общего пользования для таких машин закрыт. Такое водительское удостоверение, в отличие от привычных прав подкатегории «А1», выдаётся не ГИБДД, а Гостехнадзором.

Таким образом, ни техническая категория «А1», ни категория «AI» самоходных машин не даст вам права водить малокубатурный мотоцикл – такое право дают лишь обычные водительские права подкатегории «А1».

Что разрешают и не разрешают права категории «А1»

Водительские права категории «А1» разрешают водить любые малокубатурные мотоциклы с объёмом двигателя внутреннего сгорания менее 125 см2 и мощностью менее 11 кВт. Такие байки относятся к стандартным транспортным средствам, так что обладатель водительского удостоверения будет иметь те же права, что и водитель крупных байков или автомобилей.

Управлять лёгким мотоциклом смогут только те, кто успешно сдал экзамен ГИБДД и получил соответствующие права. Водители могут ездить по дорогам общего пользования, а также за их пределами, например по гоночным трассам, пересечённой местности или бездорожью, но не по обочинам и тротуарам. Они обязаны зарегистрировать мотоцикл в ГИБДД и получить номера и паспорт транспортного средства – в противном случае им грозит штраф 5 000 руб. или лишение водительских прав на срок от 1 до 3 месяцев. Владельцы малокубатурных байков, так же как и другие участники дорожного движения, соблюдают ПДД и другие нормативно-правовые акты в сфере обеспечения безопасного дорожного движения, и получают штрафы в случае их нарушения. Водители наказываются и за вождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения или вождение неисправного байка, который небезопасен для самого водителя и может быть угрозой для других людей. Сохраняются и все медицинские запреты: люди с психическими, нервическими или психонервическими расстройствами, а также с такими заболеваниями глаз, как ахроматопсия (все цвета воспринимаются в чёрно-белой гамме) и частичная или полная слепота.

Какие мотоциклы подойдут для категории «А1»

При наличии прав категории «А1» человек может беспрепятственно управлять мотоциклами с объёмом двигателя 50, 75, 100 и 125 см3. Несмотря на кажущиеся ограничения, таких байков достаточно на рынке, чтобы начинающий байкер сумел подобрать транспорт по душе. Другой вопрос, что после длительных тренировок, например спустя полгода, ему скорее всего захочется пересесть на что-то более мощное и попробовать свои силы на 250- или 350-кубовых мотоциклах, но такой возможности не будет. Однако для новичков, впервые в жизни садящихся за руль байка, такой ограниченной кубатуры должно хватить. Если говорить о средних числах, 125-кубовые мотоциклы весят 100–130 кг, потребляют от 2 до 3 л топлива на 100 км пути и разгоняются не выше 120 км/ч. Под эту классификацию подходят следующие модели.

  1. Легендарный ебрик или Yamaha YBR 125. Это самый продаваемый на российском рынке малокубатурный мотоцикл, готовый годами терпеть издевательства со стороны начинающих байкеров и оставаться в строю, несмотря ни на что. Стоимость новых моделей начинается от 150 тыс. руб., поддержанных – от 100 тыс. руб. Ебрик весит 125 кг, 4 такта, 1 цилиндр, мощность 7,1 кВт, стальная неубиваемая рама и 12-литровый (в некоторых случаях – 13-литровый) бак. Разгоняется до 110 км.
  2. Австриец-дюк KTM Duke 125. Современный нейкед, отвечающий запросам продвинутой публики: быстрый, манёвренный, стильный. Новый байк стоит не меньше 200 000 руб., модели с пробегом продаются от 150 тыс. руб. и выше. Механическая трансмиссия с 6 передачами, электронное зажигание, тормоза с ABS, чистый вес 127 кг, 11 л топливного байка и 11 кВт, то есть проходит в категорию «А1» по верхней границе. Максимальная скорость – те же 110 км.
  3. Российский Минск D4 125 для истинных патриотов. Может, кому-то такой вариант покажется слишком смелым, но примите во внимание, что этот байк разрабатывался с учётом российских дорог и других специфических условий вождения, поэтому по некоторым параметрам он показывает лучшие результаты, чем японцы или австрийцы. Дорожный просвет 21 см и 18-дюймовые колёса приспособлены для частых ям и кочек. Вес – 100 кг, разгоняется до 120 км по заявленным характеристикам, но на деле ограничивается 110 км. Новый Минск стоит всего 80 000 руб.

Кроме этих моделей, обратите внимание и на менее распространённые 125-кубовые дорожные мотоциклы: KTM 125 EXC Enduro, KYMCO Zing 125, Yamaha YS 125, Honda CG 125, энудуро Honda XLR 125, Honda XR 125 L, Kawasaki KMX 125, Kawasaki KLX 125, Suzuki DR 125, Aprilia RX 125, спортбайки Honda CBR 125 R и Yamaha YZF-R125, круизеры Kawasaki Eliminator 125, Suzuki VL 125 Intruder, Yamaha Virago 125, Honda Rebel 125. Существуют и другие модели: лёгкие южнокорейские и китайские вариации «взрослых» мотоциклов, а также байки с меньшей кубатурой.

Водительские права категории «А1»: юридическая сила и внешний вид

Право на управление малокубатурным байком подтверждается водительскими правами категории «А1», выдаваемыми ГИБДД. Согласно всё той же ст. 25 ФЗ №196 «О безопасности дорожного движения», российское национальное водительское удостоверение выдаётся на срок 10 лет (если в федеральных законах не сказано иное) и остаётся действительным до истечения срока действия, то есть так же 10 лет. Дата окончания срока действия удостоверения указывается на лицевой стороне под пунктом 4b. За вождение мотоцикла с недействительным или истёкшим удостоверением предусмотрен штраф от 5 000 до 15 000 руб., а также конфискация транспортного средства (ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ), поэтому важно вовремя его менять. Замена прав осуществляется только органами ГИБДД, причём обязательно в том регионе, где человек зарегистрирован или проживает. Для экономии времени предлагается оформить замену документа через сайт Госуслуг в онлайн-формате, а затем получить готовые права на руки уже в отделении ГИБДД.

Внешний вид и устройство водительских прав для категории «А1» ничем не отличается от водительского удостоверения на вождение автомобилей или крупных мотоциклов. Это пластмассовая карточка размерами 8,6 х 5,4 см, на которой располагаются фотография и подпись владельца, индивидуальный номер документа и индивидуальный защитный штрих-код для автоматизированного учёта, таблица с категориями транспортных средств и указанными датами начала и окончания действия прав для каждой из них, защитные логотипы и водные знаки, а также 14 пометок с определённой информацией, которые мы рассмотрим ниже. Пометки с 1 по 9 находятся на лицевой стороне, с 9 по 14 – на оборотной.

  1. Фамилия владельца;
  2. Имя и отчество владельца (отчество – если есть);
  3. Дата рождения и гражданство, для граждан России указывается не гражданство, а регион рождения;
  4. Дата выдачи документа, дата окончания срока действия документа и наименование или код отделения ГИБДД, выдавшего данный документ;
  5. Индивидуальные серия (4 знака) и номер (6 знаков) документа, они же указываются в правом нижнем углу на оборотной стороне;
  6. Фотография владельца форматом 3х4;
  7. Подпись владельца как в паспорте или другом документе, удостоверяющем личность;
  8. Наименование населённого пункта, где человек официально прописан, согласно документам (в случае с российским гражданством часто совпадает с пунктом 3);
  9. Все доступные категории управления транспортными средствами (записываются подряд);
  10. Дата открытия каждой из доступных категорий (в таблице);
  11. Дата окончания действия каждой из доступных категорий (в таблице);
  12. Ограничения на управление определённым транспортным средством (если есть);
  13. Штрих-код для считывания;
  14. Дополнительные пометки об ограничениях на управление всеми доступными категориям (например, о плохом зрении – пометка «GCL». Glasses or contact lenses – очки или контактные линзы).

Условия получения прав на управление лёгкими мотоциклами

Чтобы получить права категории «А1», необходимо выполнить 4 условия, прописанные в ст. 26 ФЗ №196 «О безопасности дорожного движения». Первое из них – водитель должен быть старше 16 лет, так как лица, не достигшие 16 лет, не допускаются ни к обучению в мотошколе, ни к сдаче экзамена. С 16 же лет водитель имеет право получить водительские права некоторых категорий транспортных средств, в том числе и категорию «А1».

Второе условие – медицинское заключение об отсутствии противопоказаний (по форме №003-В/у) для управления выбранным транспортным средством, то есть малокубатурным мотоциклом. Медицинское заключение выдаётся после посещения нескольких врачей – их список определяет отделение ГИБДД. К обязательным врачам относятся терапевт, врач общей практики или семейный врач, офтальмолог, психиатр и нарколог. Невролог – только если к нему вас назначит терапевт. В некоторых случаях требуется сдать анализ мочи или анализ крови на предмет наличия там психоактивных веществ, а также электроэнцефалографию. Все врачи, за исключением нарколога и психиатра, находятся в районной поликлинике, и записаться к ним можно бесплатно. Психиатр и нарколог принимают посетителей в государственных аккредитованных учреждениях по месту жительства. В случае с психиатром учреждение должно иметь лицензию на психиатрическое освидетельствование. В случае с наркологом – на лабораторную и клиническую лабораторную диагностику.

Третье условие – будущий водитель обязан пройти полный или ускоренный курс обучения мотоезде на транспорте категории «А1». Программы предлагаются в мото- и автошколах и включают в себя как теоретические, так и практические занятия. При этом, если ученику меньше 18 лет, для учёбы в мотошколе ему понадобится письменное согласие родителей, так как несовершеннолетние водители не имеют права обучаться в мотошколе по собственному согласию. После завершения курса мотоезды ученик получит письменный документ (сертификат или удостоверение) о том, что он прошёл обучение и теперь допускается к сдаче экзамена в ГИБДД.

Четвёртое условие – сам экзамен в ГИБДД, доступ к которому водитель получает при условии выполнения трёх предыдущих пунктов. Он состоит из теоретической и практической части. Подробнее о нём мы расскажем в следующем разделе.

Итого, лица, достигшие 16-летнего возраста, имеют право обучиться в мотошколе, сдать экзамен в ГИБДД и получить водительские права подкатегории «А1», и несовершеннолетие никак этому не мешает.

Экзамен в ГИБДД на категорию «А1»

В соответствии с действующими нормами законодательства, сдать на права категории «А1» разрешается в любом отделении ГИБДД, независимо от места проживания, регистрации или расположения мотошколы, в которой проходила учёба. После завершения обучающего курса мотошкола предлагает водителю помощь с регистрацией на экзамен: в таком случае мотошкола собирает требуемые документы и проверяет их на соответствие правилам, договаривается с ГИБДД о дате и времени проведения экзамена. Если обучающегося всё устраивает, экзамен проводится на площадке мотошколы на одном из мотоциклов, которые водитель тестировал ранее. Второй вариант – сдать экзамен ГИБДД независимо от мотошколы. Тогда в выбранное отделение ГИБДД приносится пакет документов, в том числе и сертификат о пройденном мотокурсе, после чего назначается дата и время экзамена. При этом нужно учитывать, что не у всех отделений есть собственная подходящая площадка и малокубатурные мотоциклы – этот момент уточняйте заранее.

Требования к проведению экзамена идентичны и не зависят от выбранного варианта. То есть человек, сдающий практический экзамен на мотоплощадке школы, где он обучался, и человек, решивший сдавать экзамен в отделении ГИБДД, будут оцениваться одинаково – никаких поблажек.

Допуск к экзамену в ГИБДД и пакет необходимых документов

Список документов, необходимых для допуска водителя к экзамену ГИБДД, зафиксирован в п. 18 ч. II Постановления Правительства России от 24 октября 2014 г. №1097 «О допуске к управлению транспортными средствами». Он выглядит одинаково для всех категорий транспортных средств, начиная со скутера и заканчивая трамваем. Список состоит из следующих документов:

  1. Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность. Это стандартное требование для проведения любого экзамена – без паспорта вас не допустят ни к одной процедуре, хоть как-то связанной с российским законодательством.
  2. Медицинское заключение по форме №003-В/у. Его полное название – «Медицинское заключение о наличии или отсутствии у водителя транспортного средства или кандидата в водители транспортного средства медицинских противопоказаний, показаний или ограничений к управлению транспортным средством». Это также документ установленного образца, его бланк есть во всех медицинских организациях, оказывающих подобную услугу. Срок действия медицинского заключения – 12 месяцев (1 год) со дня выдачи. Выдаётся врачом-терапевтом после посещения всех требуемых специалистов, список которых указан в предыдущем разделе, и получения от них допуска к управлению мотоциклом. Другие документы, не соответствующие установленной форме, в ГИБДД не принимаются.
  3. Российское национальное водительское удостоверение (если имеется). Оно необходимо для учёта ранних достижений водителя, во избежание путаницы с документами, когда у водителя оказывается 2 водительских удостоверения, каждое из которых даёт возможность управлять лишь одним видом транспортного средства. Все полученные категории указываются на одной карточке, так что имеющийся документ будет заменён.
  4. Сертификат о прохождении и завершении обучения в мотошколе. Он также имеет более длинное название – «документ, подтверждающий прохождение в установленном порядке соответствующего профессионального обучения по программе профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий». Чаще всего документ выдаётся в форме свидетельства о профессии водителя с указанием часов, потраченных на каждый учебный предмет базового цикла, и отметки (зачёт – незачёт) для каждого из них. Там же указывается период прохождения курса учёба в мотошколе, полное название мотошколы и присвоенная категория или подкатегория вождения транспортных средств.
  5. Заявление установленного образца. Бланк заявления можно скачать на сайте Госуслуг (там же можно заполнить электронный вариант заявления) или на официальном сайте МВД. Там же можно найти и образец заполнения заявления. Форма заявления называется «О предоставлении государственной услуги». В заявлении указываются паспортные данные гражданина России (или данные другого документа, удостоверяющего личность), серия, номер и дата выдачи медицинского заключения о прохождении медкомиссии и допуске к экзамену, данные свидетельства о процессии водителя (так называется сертификат, выдаваемый мотошколой по окончанию учёбы), а также данные водительского удостоверения, если такое имеется (например, полученная ранее категория «М»). На оборотной стороне заявления расположены поля, которые заполняются не водителем, а должностным лицом, принимающим заявление – их необходимо оставить пустыми. Там же располагаются и поля для внесения информации о выданном водительском удостоверении.
  6. Письменное согласие одного из родителей. В том случае, если кандидату в водители меньше 18 лет (случаи эмансипации, то есть признания лица дееспособным до достижения возраста совершеннолетия, не считаются), один из его родителей или законных представителей обязан согласие установленного образца на сдачу несовершеннолетним экзамена в ГИБДД и выдачу ему водительского удостоверения. Оно очень короткое и пишется в формате: «Я, [ФИО, информация о документах], выражаю согласие на сдачу моим сыном / моей дочерью, [ФИО ребёнка, информация о документах], теоретического и практического экзаменов…». В конце ставятся дата, подпись и расшифровка. Более подробный образец написания согласия можно найти на базе системы «Гарант».

Сколько стоит сдача экзамена в ГИБДД на права категории «А1»

Сам экзамен, согласно законодательству, проводится бесплатно, но за получение водительских прав взимается госпошлина. Госпошлина оплачивается после подготовки и отправки всех документов. Для получения национального государственного водительского удостоверения госпошлина составляет 2000 руб., однако при оплате онлайн через личный кабинет Госуслуг водителям предоставляется скидка 30%, так что стоимость госпошлины оказывается 1400 руб. Сумма госпошлины остаётся неизменной при первичном получении, утере или замене водительских прав. Кроме сайта Госуслуг, оплатить пошлину можно прямо в отделении ГИБДД, почтовым переводом или через банк. Некоторые из этих вариантов подразумевают взимание комиссии.

Как устроен экзамен в ГИБДД на права категории «А1»

Экзамен на водительские права подкатегории «А1» состоит из 2-х частей: теоретической и практической. Допуск к практической части предоставляется водителю только после успешной сдачи теоретического экзамена. В случае, если кандидат в водители не сдал теоретическую часть с первой или второй попытки, назначается повторное тестирование в срок от 7 до 30 календарных дней со дня несдачи предыдущего экзамена. В случае, если кандидат не сдал теоретический экзамен с третьей и более попытки, повторное тестирование назначается в срок от 1 до 3 месяцев. Для водителей, не сдавших практическую часть, правила похожи: если не сдал с первой или второй попытки – повторный экзамен в срок от 7 до 60 календарных дней, если не сдал с третьей и последующих попыток – от 1 до 3 месяцев со дня несдачи предыдущего экзамена. Количество попыток не ограничено ни для теоретической части, ни для практической.

Ни теоретическая, ни практическая части экзамена на подкатегорию «А1» не отличаются от экзамена на категорию «А». Единственное расхождение – модель мотоцикла, на которой сдаётся экзамен. На категорию «А1» экзамен сдаётся строго на мотоциклах с объёмом двигателя до 125 см3 и мощностью до 11 кВт. Чаще всего это бывает Yamaha YBR 125.

Теоретическая часть состоит из 1 билета, включающего в себя 20 вопросов с вариантами ответов (обычно от 2 до 5 вариантов). При правильном ответе на 18 и более вопросов ставится зачёт, при этом за каждый неотвеченный вопрос полагается 5 дополнительных штрафных вопроса. Если экзаменуемый отвечает меньше чем на 18 вопросов, экзамен считается несданным. Для ответа на каждый вопрос, в том числе и дополнительный, даётся 1 минута, то есть тестовая часть займёт от 20 до 30 минут. Если экзаменуемому не хватило времени, и он не успел ответить на вопросы, они так же считаются отвеченными неправильно. Экзамен сдаётся на компьютере при помощи подключения к единой экзаменационной системе. Теоретическая часть касается 5 тем:

  1. Правил дорожного движения РФ;
  2. Правил допуска транспортного средства к использованию и обеспечения безопасности дорожного движения (прописаны в Постановлении Правительства России от 23 октября 1993 №1090 «О Правилах дорожного движения»);
  3. Пунктов законодательства, связанных с гражданской, административной и уголовной ответственностью водителей транспортных средств за нарушение норм дорожного движения;
  4. Основ безопасного управления мотоциклом (рассказываются в рамках одноимённого курса лекций в мотошколе – обычно не больше 14 часов лекций);
  5. Порядка оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии (так же рассказываются в рамках одноимённого курса лекций в мотошколе – обычно не больше 16 часов лекций).

Чтобы подготовиться к сдаче тестовой части, рекомендуется не только заниматься в мотошколе, но и готовиться самостоятельно. В рамках подготовки особое внимание необходимо уделить следующим законодательным актам:

  • Правила дорожного движения РФ;
  • Кодекс административных правонарушений РФ;
  • Уголовный кодекс РФ;
  • Гражданский кодекс РФ (понятие транспортного средства, аренда, купля и продажа транспортного средства, наследование транспортного средства);
  • Федеральный закон №196 от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения» – особенное внимание уделите статьям 25 и 26, некоторые пункты которых уже были рассмотрены в этой статье);
  • Постановление Правительства России от 24 октября 2014 г. №1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» – там закреплены правила проведения экзамена ГИБДД и допуска к нему;
  • Приказ Минобрнауки России от 12 мая 2015 г. №486 «Об утверждении примерных программ переподготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий»;
  • Приказ МВД РФ от 20 октября 2015 №995 «Об утверждении Административного регламента МВД России по предоставлению госуслуги по проведению экзамена на право управления транспортными средствами и выдаче водительского удостоверения»;
  • Статья 23 Федерального закона №196 от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения» и «Стандарты и порядки оказания медицинской помощи, клинические рекомендации» (от КонсультантПлюс) – документы касаются первой медицинской помощи и связанных с этим сфер.

Практическая часть включает в себя 6 упражнений, проводимых на специальной мотоплощадке. Выезд в город для сдачи практической части экзамена ГИБДД на категорию «А1» не подразумевается. Перед началом экзамена водителю обязаны предоставить 2 минуты для освоения мотоцикла и проверки своих сил. Никакие ошибки, совершённые в этот период времени, не учитываются. После этого начинается экзамен, включающий в себя 6 испытаний:

  1. Габаритный коридор;
  2. Габаритная восьмерка;
  3. Габаритная змейка;
  4. Остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров;
  5. Парковка транспортного средства и выезд с парковочного места;
  6. Скоростное маневрирование.

После начала экзамена все совершённые экзаменуемым ошибки фиксируются инспектором по следующей схеме:

  • 1 штрафной балл начисляется, если водитель заблокировал колесо перед стоп-линией, забыл подать рукой сигнал о торможении или не включил ближний свет, когда этого требовал протокол.
  • 3 штрафных балла начисляется, если водитель забыл включить нейтральную передачу во время остановки или перепутал передачи во время движения, не включил поворотники, превысил допустимую скорость на упражнении «Скоростное маневрирование», или если двигатель его байка заглох на старте (до начал движения).
  • 5 штрафных баллов начисляется, если водитель съехал с назначенной траектории, сбил 1 или несколько ограничительных конусов, наехал на разметку или стоп-линию, коснулся ногой земли, остановился более чем за 40 см до стоп-линии.

Штрафные баллы за все упражнения суммируются, максимальное возможное число штрафных баллов – 5 баллов. Если экзаменуемый набирает более 5 баллов, практическая часть считается несданной и водитель отправляется на пересдачу.

Обучение в мотошколе на категорию «А1»

С 2013 г. МВД отменило право сдавать экзамен в ГИБДД, закончив учёбу в мотошколе экстерном или вовсе не учась в мотошколе. Поэтому двухмесячная учёба в мотошколе обязательна для всех желающих получить водительские права категории «А1». Чтобы сертификат мотошколы засчитывался ГИБДД, она должна иметь государственную лицензию на право учить водителей вождению транспортных средств.

Мотошкола «Автофактор» предлагает полный курс вождения мотоциклов категории «А1», который длится от 2 до 2,5 месяцев и включает в себя параллельные практические и теоретические занятия, а также внутренний экзамен на владение транспортом, включающий в себя все 6 упражнений из перечня ГИБДД и необходимый для тренировки и понимания устройства официального экзамена.

Условия и программа обучения в мотошколе

Теоретический курс изучения программы на категорию «А1» состоит из 136 часов, практический курс – из 18 часов, 16 из которых предполагают двухчасовые практические занятия, а ещё 2 часа выделены для сдачи внутреннего тренировочного экзамена по итогам учёбы. С учётом посещения двухчасовых лекций дважды в неделю, а также самостоятельного домашнего изучения дистанционного курса лекций, полное прохождение курса займёт от 2 до 2,5 месяцев, в зависимости от личного расписания и наличия свободного времени. Во время изучения теоретического курса учащиеся имеют право пользоваться дополнительной учебной литературой, выдаваемой мотошколой, и тестовыми заданиями для самостоятельного контроля знаний.

В курс теоретической программы на категорию «А1» входят циклы лекций по следующим темам:

  • Учебные предметы базового цикла (не отличаются для транспортных средств разных категорий):
    • Основы законодательства в сфере дорожного движения;
    • Психофизиологические основы деятельности водителя;
    • Основы управления транспортными средствами;
    • Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии.
  • Учебные предметы специального цикла (отличаются для транспортных средств разных категорий):
    • Устройство и техническое обслуживание транспортных средств подкатегории «А1» как объектов управления;
    • Основы управления транспортными средствами подкатегории «А1».

Стоимость полного курса вождения на категорию «А1», включающего в себя практические и теоретические занятия) составляет 23 000 руб.

Документы для обучения в мотошколе

Чтобы потупить в мотошколу и приступить к учёбе, будущий водитель также обязан представить пакет документов, подтверждающих его право и способность учиться. Список документов, необходимых для допуска к курсу, требуемый мотошколой «Автофактор» выглядит следующим образом:

  1. Заявление. Оно пишется в свободной форме от лица учащегося или его законного представителя, если учащемуся меньше 18 лет. В заявлении указываются полные имя, фамилия и отчество будущего водителя, название выбранного курса вождения, дата и подпись.
  2. Документ, удостоверяющий личность (паспорт или иной документ) и его ксерокопия. Для личного дела ученика и дальнейшей регистрации на экзамен ГИБДД мотошколе необходима ксерокопия документа, удостоверяющего личность, которую ученик оставит в мотошколе. Оригинал паспорта требуется для его сверки с ксерокопией.
  3. Медицинское заключение. Оно ничем не отличается от медицинского заключения, необходимого для допуска к экзамену в ГИБДД, которое мы описали выше. Осмотр у всех врачей, за исключением нарколога и психиатра, можно пройти в мотошколе «Автофактор». Для прохождения осмотра в психо- и наркодиспансере за дополнительную плату придётся посетить отдельные лицензированные медицинские учреждения, так как этих специалистов в мотошколе нет.
  4. Водительское удостоверение, если ученик уже получил права категории «М» или права другой категории. Они нужны, во-первых, для оценки уровня знаний и умений учащегося и изменения учебного плана под личные характеристики каждого ученика. Во-вторых, водительское удостоверение понадобится на этапе регистрации на экзамен в ГИБДД. В-третьих, оно необходимо для личного дела и корректного заполнения свидетельства о профессии водителя, которое водитель получит после прохождения курса.
  5. 3 фотографии размером 3 х 4. Формальное требование, снова связанное с личным делом ученика.

Заключение

Подводя итог ко всему написанному, мы добавим, что, несмотря на кажущуюся сложность процесса получения водительских прав категории «А1», эта процедура ничем не отличается от получения автомобильных прав или мотоциклетных прав подкатегории «М» и категории «А». Главное – это не напутать с документами, соблюсти сроки и тщательно подготовиться как к теоретическому, так и к практическому экзамену, чтобы не пришлось нервничать и стрессовать больше одного раза.