При поступлении в мотошколу присутствует две не взаимоисключающие позиции:
Учусь в мотошколе, чтобы сдать экзамен в ГИБДД – принимают такое решение, потому что:
Расскажем подробно о каждом пункте
Часть учеников, приходящих в школу умеют ездить на мотоцикле, и приезжают на занятия на личном байке, для них обучение в автошколе необходимое условие для допуска к сдаче экзамена в ГИБДД. Почему так происходит.
1. С каждым годом Российское гражданство получают больше людей, как правило новые Россияне получили на бывшей Родине национальные права, которые становятся недействительными при получении паспорта гражданина РФ. Можно поменять иностранные водительские права (условие - иностранные национальные и международные водительские удостоверения, должны соответствовать требованиям международных договоров РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения) сдав экзамен по теории и вождению, но это не для всех. И такие люди становятся учениками мотошкол. Наличие свидетельства о присвоении профессии водитель транспортных средств категории «А» выданное после обучения в автошколе необходимо для назначения на экзамен в ГИБДД.
2. По стечению обстоятельств или иным причинам люди приобретают мотоцикл и годами ездят, не имея водительских прав категории «А». У одних такая жизненная позиция, другие не имели времени и желания учиться, третьи рассчитывали, что увлечение мотоциклом закончится и права станут не нужны. Связано это в первую очередь с количественным и качественным ухудшением работы ГИБДД, не обладающим технической возможностью контролировать байкеров на дорогах, что провоцирует к езде без прав. «Мотобат» работающий по Москве как в силу малочисленности, так и навыков вождения (не говоря о технике, на которой приезжают такие ученики), уступает и работники ГИБДД не могут влиять на ситуацию, а из-за отсутствия регистрационного знака на мотоцикле, устраивать погоню и объявлять «план перехват» никто не будет. С годами приходит мудрость, и понимание необходимости узаконить увлечение езды на двухколесной технике.
Такие ученики, были и будут в автошколах. Объединяет таких учеников, то что езда на мотоцикле для них привычное занятие и обучение сводится к объяснению требований к сдаче экзамена. Как правило, веселые ребята с чувством юмора. Приходят учиться и исключения, как на видео ролике из youtu.be и даже чуднее, но пока таких меньшинство.
3. Часть граждан временно проживают или работают за пределами России. Получение национальных прав в стране пребывания становится необходимым условием для облегчения жизни на чужбине. В странах, не состоящих в "Венской конвенции о дорожном движении" полученное водительское удостоверение не действует на территории РФ и не подлежит обмену. Для получения национальных прав РФ требуется прохождение обучения в автошколе и сдача экзамена в ГИБДД. Так тоже попадают в автошколу. Опыт вождения зависит от страны получения прав и самого учащегося. Требования к кандидатам в водители на экзамене в Азии и Европе отличаются многократно. Навыки вождения у учащихся сильно отличаются.
Получить права, дальше будем учиться сами. Второе распространенное мнение. Обоснованность такого решения, не вызывает отрицания или не понимания, если человек адекватно воспринимает, ту информацию которую дают на занятиях по вождению, то так тому и быть.
Информации по самостоятельному обучению вождению мотоцикла в интернете предостаточно. Проблема в том, что базовые принципы управления мотоцикла известны, проще говоря работа органами управления: тормоз (передний и задний), ручка газа, сцепление, работа телом. Как работать тем же передним тормозом, в каких ситуациях, как почувствовать предел, присутствует огромное количество мнений и ставить под сомнение не следует. Должно быть понимание, что, придя учиться в мотошколу нельзя научиться всему и сразу, тем более за восемь двухчасовых занятий. Но в школе вождения нужно получить базу навыков вождения для дальнейшего самостоятельного развития, это сложнее, но так надо. Не стоит учиться проезжать экзаменационные упражнения на холостом ходу, рассчитывая, что потом научитесь контролировать мотоцикл, учитесь с первого занятия контролировать байк и прогнозировать траекторию движения. Также уничтожайте желание смотреть под колеса или по сторонам, взгляд должен быть туда, куда надо приехать, переучиваться будет намного сложнее. Почувствуйте тело, мышцы должны быть расслаблены, сказать легче чем этому научиться, но можно, зависит от желания.
Закончив курсы вождения мотошколы «Автофактор» и сдав экзамен в ГИБДД, не сомневайтесь, начальные навыки управления мотоцикла получили. Не стоит, посмотрев видео очередного «гуру» вождения, переучиваться и вспоминать школу не "хорошими" словами, также не стоит негативно воспринимать увиденное. Тренируйтесь, только так сможете понять, как безопасно пилотировать байк. Не забывайте характеристики личного мотоцикла и учебного, и уведенного на ролике могут отличаться, также обращайте внимание на физические данные «блогера»: рост, вес, длина рук. И тренируйтесь постоянно, без перерывов. Если не получается заезжайте на площадку школы, поможем и подскажем.
Пришли учиться в мотошколу за правами, учимся в другом месте, но там не организуют сдачу экзамена, а здесь дешево и экзамен ГИБДД на площадке для обучения. Позиция уместна, но об этом, лучше сказать на первом занятии по вождению. Знакомы с двумя варианта такого обучения:
Первый вариант: в специализированной школе. Таких школ вождения немного в Москве и области, чтобы пересчитать, хватит пальцев одной руки. Методику обучения в этих школах знаем, с уважением к ним относимся. Учащиеся получают навыки вождения мотоцикла на базе спортивных школ вождения, начальная база взята из спорта: эндуро, кросс, ШКГ. Уточним, не покатушки, ради развлечения и выброса адреналина, а обучением вождению в легком режиме для участия в соревнованиях (участие не требуется). Навыки вождения получают ученики правильные, но с нюансами, которые надо переформатировать для сдачи экзамена в ГИБДД нашим инструкторам. Главное – сказать об этом на первом занятии по вождению (если даже для забавы посещали такие курсы). Переделывать полученные навыки вождения неправильно, а дать дополнительно новые зная базу можно и нужно, что не станет лишним для учащегося. В рассматриваемом варианте, важна обратная связь ученика и инструктора.
Второй вариант: учат знакомые или частный инструктор, которого порекомендовали. Это сложный случай. Для школы, лучше, когда приходите подготовленными или понимаете, что не хватит занятий в школе (оставляете одно – два последних урока), оплачивать дополнительные занятия не хотите, и через промежуток времени продолжаете обучение. У каждой школы присутствует программа обучения, также учитываются способности к обучению каждого обучающегося, это тяжело, но прогресс в обучении должен видеть не только ученик, но и инструктор по вождению. Попытки в течении урока добиться понимания и выполнения элементов упражнений в течении занятия и результат начала следующего занятия, на котором приходит понимание, что полученные знания чему учили на прошлом уроке улетучились, а картинка вождения стала хуже, если корректно «раздражает», но ученик доволен, так как с первого раза с помощью «трясущихся» коленок и телесных «пируэтов» он после таких занятий в другом месте стал проезжать экзаменационную восьмерку и змейку, до этого для выполнения этих упражнений не допускали. Попытки объяснить и делать нравоучения, не дадут результата. Проще сделать вид, что ученик крут и продолжить обучение в желаемом таком «стиле». После несданного внутреннего экзамена по вождению, такие ученики продолжают обучение у «знакомых» и периодически ходят на пересдачи. В итоге, конечно, экзамен сдается как внутренний, так и в ГИБДД, но сколько ушло времени и сил на такого ученика, лучше не говорить. Сколько денег ушло на «друзей» или гаражных «инструкторов» никогда не узнаем.
Учусь в мотошколе чтобы научиться управлять мотоциклом, сдать экзамен, получить права категории «А» и ездить безопасно для себя и других участников дорожного движения. Это те ученики, благодаря которым работаем и развиваемся. Повторимся, позиция автошколы научить управлять мотоциклом, сданный экзамен — это побочный эффект, от полученных навыков вождения. Не лишним будет, также озвучить цель обучения на первом уроке вождения мотоцикла. Методика проведения уроков вождения разработана, но может корректироваться, это нормально, так как ученики приходят с разным уровнем подготовки и способностями к обучению. Рекомендуем в процессе занятий в школе посетить программу «Продвинутого вождения» и занятия по «Мотоджимхане», ознакомиться с новыми упражнениями, позволяющими укрепить и улучшить навыки вождения, полученные при езде по экзаменационным упражнениям. Занятия проводятся на другой учебной площадке, для скоростного маневрирования и другим комплексом упражнений (объезд препятствий, имитации вождения в городе, экстренное торможение и контролируемое ускорение), площадка рядом с метро «Деловой центр». Каждое занятие приближает к самостоятельной поездке в город, что и произойдёт после получения водительского удостоверения.
Часть учеников хотят понять подойдет-ли мотоцикл для перемещения из точки "А" в точку "В". Насколько комфортно вождение. Убедиться в способности получить достаточные навыки для безопасного пилотирования байка. Пробного занятия для самооценки недостаточно. Оплачивают полный курс вождения, занимаются, получают права с категорией "А" и покупают мотоцикл - так поступает 99% учеников, пришедших в мотошколу разобраться в степени необходимости приобретения двухколесной техники.
Мотоинструктор мотошколы «Автофактор» Дмитрий Викторович